Найти в Дзене
Шёпот Кремля

Выжить за счёт других. Европа забирает газ у бедных стран

Европа решила преодолеть энергетический кризис за счёт бедных стран. Об этом пишет The Wall Street Journal. Европейцы стали забирать себе газ, который предназначался другим странам. Не силой конечно.

Силёнок у нежных европейцев на подобную наглость не хватит. Методы исключительно экономические. Развивающиеся страны, такие как Индия, Бразилия и даже Китай, оказались вынуждены сократить закупки СПГ, т.к. не в состоянии платить за него такую цену, какую платит Европа.

Цены на СПГ выросли на 1900% по сравнению уровнем двухгодичной давности, когда спрос сильно упал на фоне пандемии.

Недавно Пакистан запросил 10 партий по 140 000 кубометров каждая, стоимостью более $100 млн за груз с поставкой с июля по сентябрь, но на тендер никто не откликнулся. В Европе предложили за СПГ больше.

Правительству Пакистана пришлось пойти на отключение света в домах и на предприятиях на несколько часов в день. Потому что сжиженный газ, поступавший в страну, предназначался для работы электростанций.

Из-за конфликта Европа скупила весь наш газ под чистую, чтобы снизить свою зависимость от России — заявил министр нефти Пакистана Мусадик Малик.

Похожая картина в Бангладеш и в других развивающихся странах. Не спасают ситуацию даже долгосрочные контракты. Поставщикам СПГ выгоднее их нарушить и заплатить неустойку, зато получить сверхприбыль на европейском рынке, который предлагает больше.

По данным консалтинговой компании Wood Mackenzie, с начала года европейский импорт СПГ вырос на 49%. Между тем импорт в Индию, Китай и Пакистан сократился за тот же период на 15-21%.

России в этой ситуации нечем склонить чашу весов в правильную сторону. В тройке лидеров по экспорту СПГ Австралия, Катар и США, на каждого из них приходится более 70 млн. тонн. У России имеется возможность экспортировать только 30 млн. тонн СПГ. Наш конёк - трубопроводный газ, плюс которого - более низкая цена, но есть и минус - трубопроводы, которые строились годами, никуда не перенаправить.

Из-за этого наша картина экспорта газа, включая СПГ, выглядит вот так:

-2

Тут мы видим, что наша экономика и доходы бюджета сильно зависят от Европы, и эта зависимость из-за поставок по трубопроводам, увы, непреодолима в ближайшие годы. Зато сама Европа ради снижения наших экспортных доходов готова переплачивать за дорогой СПГ.

Прогноз на этот год выглядит уже вот так. Тут видно снижение поставок.

-3

Ради борьбы с Россией в Европе решили не только "пылесосить" СПГ со всего мира в ущерб другим странам, но и на время отказаться от темы борьбы за экологию. ЕС увеличивает импорт угля и планирует вернуть к жизни законсервированные Гретой Тунберг угольные электростанции.

Вот так выглядит выработка электроэнергии в Германии по источникам:

-4

Тут мы видим, что если хорошо будет дуть ветер и светить солнце, если отобрать СПГ у других стран и снова топить грязным углём, то худо-бедно можно обойтись из без России, хоть и придётся дышать грязным воздухом, экономить горячую воду, отопление и убавить кондиционер.

Но как же так получается, что Европа, объятая энергокризисом и затяжным конфликтом, в состоянии платить за газ больше других стран? И даже готова переплачивать за СПГ, лишь бы не покупать газ у России.

По итогам этого кризиса у европейцев могут обанкротиться некоторые производства, зависящие от цен на энергоресурсы - металлургия, удобрения, нефтепереработка. В этих сферах Россия и страны БРИКС могут подвинуть европейцев, предложив аналогичные товары дешевле.

Заводы одного из крупнейших в мире химических концернов BASF в Германии оказались под угрозой остановки из-за сокращения поставок и роста цен на газ из России. Заводы BASF долгие годы работали за счет недорогих российских энергоносителей. Комплекс потребляет около 4 процентов всего газа в Германии. Текущая ситуация делает продолжение производства нерентабельным.
- The Wall Street Journal

Удобрения - они ведь и в Африке удобрения. Можно даже подвинуть европейцев в производстве более сложной продукции. Например, китайцы научились делать неплохие автомобили, которые пользуются большим спросом. Спрос на китайские авто растёт не только в России.

Chery продает автомобили в 80 странах мира и имеет десять сборочных площадок за пределами Китая. Российский рынок — один из крупнейших для компании: 29 тысяч машин за десять месяцев и рост на 266%. Также ключевыми рынками для Chery остаются Чили (рост продаж на 101%) и Бразилия (рост на 127%), где марка занимает четвертое и девятое места рейтингов продаж соответственно.

Но и этого недостаточно для окончательной победы над Европой. Нужно также развивать уникальные технологии. Европейцы способны повышать цены на своё оборудование и уникальные товары, от которых сложно или даже невозможно отказаться. И перекладывать рост цен на газ на покупателя. Или вновь сжигать более дешёвый уголь, покупая его назло России у Австралии. Хоть и везти его с другого конца планеты дорого, но $420 за тонну выйдет дешевле, чем платить $1800 за тысячу кубов газа.

Это означает, что нам пока что придётся предлагать свой газ немного дешевле, чем СПГ из других стран, чтобы не терять доходы от поставок трубопроводного газа, который не развернуть в другом направлении. Но ровно до того момента, пока совместно с дружественными нам странами мы не вытесним европейцев с рынков высокотехнологичной продукции.

Всё, что удерживает европейскую экономику от краха, это технологии. По цене европейские товары уже проиграли. Об этом говорит остановка заводов по производству удобрений и металлургических предприятий. Когда у Европы не останется и уникальных товаров, за которые готовы переплачивать покупатели, она проиграет окончательно. Но над этим развивающимся странам придётся ещё какое-то время потрудиться.