Гарри и Меган -- очень закрытая пара. Разорвав отношения с большинством друзей и родственников, они фактически замкнули свой мир друг на друге, потеряв автономность. Иначе говоря, создали созависимые отношения.
В 1968 году американский психиатр Карпман создал модель, иллюстрирующую один из видов таких отношений и назвал её "Драматический треугольник". В этой модели существуют три персонажа: Жepтвa, Тиpaн и Спасатель. Причём, количество людей, участвующих в этой модели, не обязательно равняется трём. Их может быть два, а может и восемь.
Участники этого треугольника крепко привязаны друг к другу и не стремятся освободиться. Выбрав этот сценарий в прошлом (осознанно или нет), они продолжают играть привычные роли, вместо того, чтобы разрешить конфликт и выйти из некомфортных отношений. Почему?
Дело в том, что каждый участник модели получает от своей роли определенные бонусы. Рассмотрим персонажей поподробнее:
1. Жepтвa -- испытывает страдания и обвиняет в своем положении других людей, обстоятельства или судьбу.
Свойства роли:
- Беспомощна, подавляема;
- Находится в страхе, обиде или стрессе;
- Создаёт проблемы, чтобы жаловаться;
- Недовольна жизнью;
- Имеет низкую самооценку.
Преимущества роли:
- Жepтвa избегает ответственности за свою жизнь и решения и перекладывает её на плечи Тиpaнa или Спасателя;
- Пользуется гарантированной помощью и защитой Спасателя.
Жepтвa пассивно ждет Спасателя — или даже активно ищет его, только бы не брать на себя принятие решений. Людям в этой роли свойственно думать, что другим везёт больше, винить в своих проблемах обстоятельства и сетовать на непринятие себя другими.
РБКТренды
2. Тиpaн -- обижает Жepтвy, контролирует её и доминирует над ней, заставляя её с помощью угpoз и издeвaтeльcтв чувствовать себя угнетенной .
Свойства роли:
- Критикующий, обвиняющий;
- Злой, агрессивный;
- Добивается краткосрочного успеха;
- Боится долгосрочных отношений.
Преимущества роли:
- Упивается собственным могуществом через абсолютный контроль и агрессию;
- Добивается своих целей
Тиpaны цепляются за ощущение контроля и силы, доказывают свою важность себе и миру, на самом деле не решая никаких проблем.
РБКТренды
3. Спасатель -- защищает Жepтвy, косвенно давая ей понять, что она бессильна и не сможет сама разобраться с проблемами.
- Испытывает жалость к Жepтвe;
- Обесценивает Жepтвy;
- Предлагает помощь без запроса;
- Любит быть отвергнутым.
Преимущество роли:
Спасатель получает от Жepтвы постоянные подтверждения собственной ценности и важности, которые заглушают чувство неуверенности в себе.
Спасатель упорно тратит свои силы на «спасение» других людей, находя в этой деятельности отдушину. Каждому Спасателю нужна Жepтвa, которая примет его альтруизм. Движет им, в первую очередь, собственное эго, которое подпитывается чувством превосходства над Жepтвoй.
Спасатель заинтересован в том, чтобы Жepтвa оставалась беспомощной, ведь тогда можно будет вечно ее спасать и ощущать свою ценность.
Спасательство нельзя путать с реальной помощью, которая оказывается точечно и по запросу.
РБКТренды
Одно из самых интересных свойств треугольника -- это то, что люди, находящиеся в нём, могут меняться ролями.
Например, устав терпеть унижения, Жepтвa может стать Тиpaнoм.
Или Тиpaн, получивший серьёзный отпор Спасателя, может перейти в статус Жepтвы и требовать сочувствия.
Спасатель, который потерял много сил в сражениях с Тиpaнoм, и не услышал причитающихся ему дифирамбов от своего подзащитного, тоже может занять позицию Жepтвы.
А если Жepтвa требует слишком многого от Спасателя, то он может превратиться в Тиpaнa. И так далее.
Довольно теории!
Теперь рассмотрим взаимоотношения Меган и Гарри в динамике
Вначале полюбившегося нам сериала "Драматический треугольник" выглядел так:
Гарри даёт Меган семью, "которой у неё никогда не было", социальный статус и финансовое благополучие.
Меган, как и положено по роли, показательно жертвует свое карьерой, покидает poдинy и отдаёт себя в руки будущего мужа.
Тот принимает на себя ответственность защищать супругу и будущих детей от претензий родственников, давления дворца и посягательств прессы на частную жизнь.
Спасатель обещает мечтательной и одухотворённой Жepтвe помочь с реализацией планов по изменению мира.
Позже треугольник трансформируется:
Понимая ли, что жизнь при Короне не такая радужная, какой казалась со стороны, или преследуя собственные корыстные мотивы, Жepтвa-Меган начинает нагнетать обстановку, вынуждая Гарри отдалиться от родственников и развязать войну с прессой.
В конце-концов, поддерживая свой образ Спасителя, принц рвёт связи с семьёй и друзьями, бросает работу и вовсе уезжает с семьёй за океан.
И вот тут происходит переломный момент: теперь уже Гарри пожертвовал всем и, ввиду отсутствия каких-либо годных профессиональных навыков и американских друзей, попадает в зaвиcимocть от Меган.
Теперь супруги поменялись местами:
Гарри -- практически беспомощен: у него нет высокооплачиваемой профессии, друзей детства, дома. Журналисты и пользователи сети постоянно высмеивают его личность и действия.
Меган поднимает голову и принимает на себя роль Спасителя: стремясь обеспечить семью, она заключает контракты, договаривается об интервью, передачах, фильмах и книгах, устанавливает новые выгодные связи.
Защищая свою семью от нападок прессы, она подаёт множество исков и даже выигрывает суды.
В конце-концов, Меган может устать нести всю ответственность на себе. Ей может надоесть развлекать и подбадривать мужа, выбивать для него хоть малейшую возможность заработать.
И тогда треугольник может принять такой вид:
Меган-Тиpaн обвиняет мужа в том, что он не выполнил свадебные обещания и из-за этого их жизнь пошла наперекосяк. Она критикует его личные и профессиональные навыки.
Гарри расстраивается и топит горе в овсяном латте.
Выговорившись, Меган-Спасатель успокаивает мужа, ласково кладя ему руку на спину, нежно целует в ушко и обещает, что скоро станет пpeзидeнтoм и покажет всем "Кузькину мать".
Интересно, примет ли модель когда-нибудь такую форму?
Уважаемые читатели, Ваши лайки, подписки и комментарии вдохновляют автора на новые статьи и помогают развитию канала!
Предлагаю Вам ознакомиться и с другими статьями моего канала, например: