В самом начале, я объясню для тех, кто еще не знает, что такое «голубоглазый соул», или «белый соул»… Так, с середины шестидесятых годов, называли творчество белых музыкантов, исполняющих соул и ритм-энд-блюз в такой же манере, что и чернокожие исполнители. Термин долго не приживался и критиковался. Есть в этом определении… эээээ… некий душок. Но из песни слов не выкинешь.
Когда вдумчиво изучаешь эту эпоху и пишешь о рок-музыке шестидесятых, что я и делаю на канале ЮРИЙ КИСЛОВ, встречаешься с самой разной информацией, некоторая изумляет.
Кстати, о канале. Зайдите на КАТАЛОГ, который я создал для вашего удобства, и там вы увидите ссылки на мои статьи, уже находящиеся на ДЗЕНе. Там уже более двухсот рок-групп в алфавитном порядке. И останавливаться я, между прочим, не собираюсь.
А теперь об одной из замечательных рок-групп, напрямую представляющих «голубоглазый соул» в 60-е.
Во время учебы в Сиракузском университете Феликс Кавальере, который к этому времени уже довольно прилично играл на фортепиано, обучившийся этому искусству у своей матери, основал студенческую команду FELIX & THE ESCORTS. Замечу, что этот университет в свое время закончил нынешний президент США Джо Байден. Но это так, к слову.
В 1964 году Кавальере, решив стать профессионалом от музыки, начал работать в бэк-группе JOEY DEE & THE STARLITERS и даже отправился с ними в европейское турне. Там он познакомился с известным вокалистом Дэвидом Бригати, а также с гитаристом Джином Корнишем.
Когда команды вернулась из Европы и начала выступать в штатах, Кавальере увидел младшего брата Дэвида Бригати по имени Эдди. Тот, конечно же, мечтал пойти по стопам старшего брата.
Вот как Кавальере вспоминал позднее о первой встрече с Эдди:
"Я видел, как маленький ребенок вошел в заведение. Он не выглядел достаточно взрослым, чтобы выходить из дома в одиночку. Он обычно заходил в клуб и, кто бы ни пел, выходил на сцену и хоронил их своим голосом. Мы произвели впечатление друг на друга. Он время от времени приходил ко мне, и мне нравилось играть под его пение. Я сказал ему, что когда-нибудь мы будем вместе".
В общем, получается, встретились три близких по духу человека: Кавальере, Корниш и Эдди Бригати. Осталось найти барабанщика. Им оказался джазовый барабанщик Дино Данелли. Так появился первый состав RASCALS (НЕГОДЯИ). Всё это произошло в Гарфилде, штат Нью-Джерси, в 1965 году, в клубе «Choo Choo», где впервые Кавальере увидел молодое вокальное дарование.
Они начали репетировать. Поначалу всё происходило в доме Кавальере, затем в клубе «Choo Choo» (Бригати жил недалеко), потом начали кочевать по клубам, наконец обосновавшись в плавучем клубе в Лонг-Айленде.
Смесь ритм-энд-блюза и соула, замешанная на клавишах Кавальере и чувственном вокале молодого Бригати, не без влияния британских бит-групп… От этого публика приходила в восторг.
Тогда они испытывали острый недостаток в бас-гитаристе, но упорно держались того мнения, что их должно быть лишь четверо. Поэтому Кавальере педалировал на своем органе, заменяя тем самым басовые партии.
Ну, а далее, всё шло по нарастающей. Их заметил менеджер Билли (Амато) Смит, и послал прямиком к самому легендарному Сиду Бернстайну, тому самому, что продвигал рок-группы британского вторжения, включая битлов и роллингов, в США.
Бернстайн взялся за дело, засучив рукава. Правда оно началось со скандала. На табло стадиона «Ши», в то время, когда там готовились выступить THE BEATLES, открывая свой североамериканский тур 1965 года, он разместил слоган «THE RASCALS ИДУТ!», отчего менеджер битлов Брайан Эпстайн пришел в неистовство, распорядившись убрать это безобразие до начала концерта.
Вскоре группа заключила контракт с лейблом "Atlantic Records", который до этого работал исключительно с неграми. И не удивительно. Сид Бернштейн, работавший с парнями аж пять последующих лет, как-то заметил:
"Многие люди, которые не видели их фотографий, думали, что они были черной группой. Я почувствовал в них что-то большое".
Именно поэтому эта команда и до сего времени считается одной из самых ярких представителей так называемого "голубоглазого соула". И, обращу ваше внимание, уважаемый читатель, что они никогда не зацикливались на чужом материале, а писали свои, оригинальные песни. Что нельзя сказать о других исполнителях, работающих в этом стиле.
В процессе заключения договора с лейблом возникли проблемы, связанные с другой рок-группой HARMONICA RASCALS. И чтобы не запутаться в бездне юридических разборок, да и потому, что парни были молоды, название команды решили переименовать в THE YOUNG RASCALS. Ну и ладушки.
Первый сингл "I Ain't Gonna Eat Out My Heart Anymore" стал первым блином, более похожим на ком. Но а вот второй – «Good Lovin'» моментально превратил их в звезд.
Я подсчитал количество синглов, выпущенных командой с 1965 по 1971 годы: их 23. Так вот, лишь четыре не попали в топы. А остальные блистали на самых разных позициях – от первой до 119-й (был такой случай). Остальные уверенно держали если не лидирующие, то вызывающие уважение места.
Играли они тогда так: Кавальере на органе, Корниш на гитаре, Данелли сидел за барабанами, ну а Бригати пел, потихоньку изучая перкуссию.
Почти моментально был выпущен их первый лонгплей "The Young Rascals" (15-я строка в "Billboard"). Внимательный слушатель обратит внимание на то, что в нем много гаражного. То ли звукорежиссеры еще не научились работать с ребятами, то ли сами музыканты не очень обращали внимание на разного рода шерховатости. Но соул и фолк-рок на пластинке звучат многозначительно. Альбом стал золотым.
Начало набирать обороты совместное сотрудничество Кавальере и Бригати, причем первый задумывал музыку и темы, а второй писал стихи.
Второй лонгплей «Collections» (1967 год) – это четыре песни, написанные авторским дуэтом. И вновь 15-е место в «Billboard". Здесь треки записаны чище, нет сыроватого гаражного оттенка. Песня "(I've Been) Lonely Too Long" - в Топе 20.
А теперь немножечко о влиянии любви на творчество. К этому времени Кавальере начал роман со старшеклассницей Адриенн Бечурри. В следующий, третий альбом "Groovin`" (1967), вошло много песен, написанных им под впечатлением развивающихся романтических отношений.
На песню «Croovin» тут же обратило внимание руководство лейбла, посчитав, что ярко выраженные афро-кубинские интонации, звучащие в ней, как бы не по чину фирме звукозаписи. Не знаю, то ли это была критическо-музыкальная реакция, то ли там проскользнули оттенки своеобразного расизма… Песня все-таки вошла в диск.
Многие оценивают пластинку лучшую в карьере квартета. Она проникновенная и инновационна. Он почти весь сделан на основе собственных материалов. Там есть элементы латино, психоделики и джаза. Там есть многое, на что стоит обратить внимание. Вот что означает влияние любви на творчество!
Примечательно, что из одиннадцати треков альбома восемь (целая россыпь!) были выпущены в виде синглов, и значительная их часть попала в Топ 20, ну а титульный трек взлетел на первое место.
Известный критик Брюс Эдер отметил, что альбом перешел в психоделический жанр, сохранив при этом "душевное ядро".
Как видите, ставки выросли.
Здесь музыканты THE YOUNG RASCALS посчитали себя, по всей вероятности, повзрослевшими и сменили название рок-команды на THE RASCALS.
Альбом "Once Upon A Dream" (1968 года) – это уже не набор песен, пусть и хитов, втиснутых на один лонплей. В нем есть нечто концептуальное. Этакий соул-привет битлам на их «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». Похоже, THE RASCALS действительно стали взрослыми.
В альбоме звучит индийская музыка с использованием тамбура, табла, ситар. Дэвид Бригати, старший брат Эдди, который помогал с парой других музыкантов в работе над предыдущем альбомом, исполняет главную вокальную партию в заглавном треке. Перемены особенно почувствовали на Гавайях. Там песня из альбома "My Hawaii" стала хитом номер один.
Альбом достиг американского Топ 10.
Но в воздухе появилось ощущение грозы. Даже несмотря на то, что сборник "Time Peace: The Rascals' Greatest Hits" (1968 год), стал самым продаваемым альбомом, заняв первую позицию в альбомном чарте США, а политизированный сингл "People Got To Be Free" также занял первое место. Это был последний хит THE RASCALS в десятке лучших в США.
Так я о грозе, которой запахло…
Дело в том, что несмотря на выпуск альбома «Freedom Suite» (1969 год), амбициозного двойника, одна из пластинок которого была полностью инструментальной, Кавальере все больше и больше отстранялся от совместного с Бригати творчества, одновременно все чаще и чаще отодвигая его от микрофона.
Я сейчас специально ничего не пишу о качестве альбома и музыки в нем, потому что это довольно неблагодарное занятие – описывать музыку словами. Их, слов, не так уж и много, а музыка бесконечна. Кстати, этой двойник стал их последним альбомом в Топ-40, достигнув 17-го места.
Музыкальные обозреватели фиксируют, что ко времени записи лонгплея "See", "Кавальер сочинял львиную долю материала в одиночку, но ему не удавалось сделать реально интересующий слушателей продукт».
Вклад Бригати в создание альбомов катастрофически уменьшался. Он принял участие в записи полнометражки "Search And Nearness" (1971 год), и, хлопнув дверью, ушел из команды. Вслед за ним ушел Джин Корниш. Этот альбом отшвырнул творчество группы за пределы второй сотни в топах.
Затем Феликс и Дино, пригласив других музыкантов, записали еще пару альбомов, забросив голубоглазый соул на полку и обратившись к фанк-джазу.
Не знаю, как вам, но всё это, как мне кажется, было уже не то. THE RASCALS распался.
Когда в 1997 году их ввели в «Зал славы рок-н-ролла» обиженный, и помнящий обиду Бригати отказался получать награду вместе с другими.
Но в начале десятых с подачи Стивена Ван Зандта (помните его по сериалам «Клан Сопрано» и «Лиллехаммер»? Он еще и рок-музыкант!) оригинальный состав все же воссоединился.
И вот еще несомненно важная информация:
THE RASCALS были введены в 1997 году в «Зал славы рок-н-ролла», а в 2005 году их включили в «Зал славы вокальных групп».
В 2009 году Эдди Бригати и Феликс Кавальере включены в «Зал славы авторов песен».
УЧАСТНИКИ В РАЗНЫЕ ГОДЫ:
Эдди Бригати (урожденный Эдвард Бригатти младший) — вокал, ударные
Феликс Кавальер — вокал, клавиши
Джин Корниш — гитара, вокал
Дино Данелли — ударные
Дэвид Бригати — бэк-вокал
Роберт Попвелл – бас-гитара
Дэнни Вейс — гитара
ДИСКОГРАФИЯ:
The Young Rascals (1966)
Collections (1967)
Groovin` (1967)
Once Upon a Dream (1968)
Freedom Suite (1969)
See (1969)
Search and Nearness (1971)
Peaceful World (1971)
The Island of Real (1972)
Послушаем и вспомним, если подзабыли. Или познакомимся, если еще не знали...
А теперь, если вам интересно, загляните в несколько статей, опубликованных мною раньше на этом канале:
До свидания! На канале ЮРИЙ КИСЛОВ есть и будет еще много чего интересного. Заходите почаще.
Буду вам благодарен ЗА ЛЮБУЮ материальную помощь, если у вас есть возможность помочь дальнейшему развитию канала. ВСЁ ПРОСТО: карточка СБЕРА МИР 2202 2008 9258 9803
С уважением и дружбой