Найти тему
РГАФД

120 лет со дня рождения тенора Сергея Лемешева

📅 Звуковой календарь 10/07/2022

120 лет назад родился Сергей Лемешев - выдающийся оперный певец, лирический тенор. Несмотря на простое происхождение и бедность семьи, он достиг вершин певческого искусства и стал одним из ведущих теноров Большого театра.

Он родился в селе Старое Князево Тверской губернии. Отец уехал в город на заработки, и Сергей рос с матерью, которая работала в батраках у местного помещика. Мальчику рано пришлось повзрослеть. В 1912 г. умер его отец, и с этого времени он помогал матери по хозяйству. В 1914 г. после четырех классов церковно-приходской школы его отправили в Санкт-Петербург, чтобы он обучался сапожному ремеслу у своего дяди. Живя в столице, Сергей познакомился с синематографом и театром, и впервые задумался о карьере артиста.

В 1917 г., когда дядю забрали на фронт, Сергею пришлось вернуться в деревню. Заниматься сапожным делом он уже не хотел, но мечты об артистической карьере не оставил. В 1918 г. он поступил в новую ремесленную школу для деревенской молодежи, где, помимо ремесленных дисциплин, преподавали литературу, историю, русский язык и географию. Кроме того, при школе организовали театрально-музыкальный кружок, в котором Сергей тоже стал заниматься. Директор школы Николай Квашнин заметил успехи мальчика и решил, что ему нужно учиться оперному пению. Вместе с женой Евгенией Николаевной они помогли Сергею сделать первые шаги на этом пути: рассказывали об оперном искусстве и известных певцах, пересказывали содержание известных спектаклей, давали уроки пения и обучали нотной грамоте. Лемешев с теплом вспоминал Квашниных:

«Общение с этой семьей, где я пропадал целыми днями, было моим «первым университетом». Здесь помогали и моему общему развитию, давали читать русскую классическую литературу, помогали разбираться в ней и, конечно, всячески стремились воспитать мое музыкальное чувство».

В 1919 г. состоялось первое серьезное выступление Сергея Лемешева в тверском клубе самодеятельности, ради которого он прошел 40 километров до города. На концерте он спел несколько песен и арию Ленского, которая позже станет самым известным его номером. Публика аплодировала Лемешеву и просила выйти на бис.

На этом концерте Сергей получил несколько рекомендательных писем, но этого было недостаточно, чтобы начать профессиональную карьеру. Вскоре он уехал в Тверь, где учился в кавалерийском училище и одновременно занимался в музыкальной школе у Николая Сидельникова — композитора и дирижера. Николай Михайлович на много лет стал его наставником и в 1921 г., снабдив его рекомендательным письмом, отправил в Москву учиться.

Лемешеву удалось поступить в Московскую консерваторию, несмотря на огромный конкурс: на 25 мест претендовали более 500 человек. Он учился в классе известного педагога Назария Райского. И уже на первом уроке Назарий Григорьевич назвал исполнение Лемешева дилетантским и указал на ошибки. Несмотря на весь предшествующий путь, ему предстояло очень многому научиться:

«…Но долго, почти два года, камнем преткновения для меня было то, что всегда занимало главное место в моей жизни, — пение: я никак не мог понять, как надо петь правильно! То упускал дыхание и напрягал мышцы горла, то мне начинал мешать язык, и чем больше я о нем думал, тем труднее было справляться с ним. Казалось, вот нашел что-то, и снова не то...»

Последовали годы усердной работы. Голос Лемешева поначалу не рос ни в диапазоне, ни в силе, и Райский даже считал, что с такими данными ему будут доступны только партии второго плана. Но Лемешев продолжал учиться и усовершенствовал технику исполнения, работая с Лидией Звягиной, Надеждой Кардян и другими педагогами. Занятия с Райским же развили в нем художественное начало и выразительность. К 1925 г. Лемешев уже дал несколько успешных концертов и, не бросая консерватории, поступил в оперную студию Станиславского. Здесь он работал над романсами Чайковского, Кюи, над партиями Ленского в «Евгении Онегине» и Лыкова в «Царской невесте»:

«Возвращаясь к прошлому, мне трудно представить себе, как бы сложилась вся моя сценическая судьба, если бы я не встретился со Станиславским. <…>. Многое из того, что я раньше ощущал, что иногда мне удавалось постигать интуитивно, почти бессознательно, теперь открылось для меня как закономерность реалистической природы исполнительского искусства, высокой художественной правды».

Окончив Консерваторию, Лемешев в 1926 г. принял предложение Свердловского оперного театра им. Анатолия Луначарского и проработал там около года. Затем пел в Русской опере в Харбине, а в 1929-1931 гг. — в Тифлисском театре оперы и балета. Оперный певец Александр Пирогов, услышав Лемешева в Тифлисе, предложил ему попробовать устроиться в Большой Театр.

Дебют Лемешева в Большом театре состоялся в 1931 г. в роли Царя Берендея в опере «Снегурочка». После него Лемешева зачислили в труппу. За всю свою профессиональную карьеру он исполнил множество партий, среди которых Герцог в «Риголетто», Ромео в «Ромео и Джульетте», Фауст в одноименной опере, Левко в «Майской ночи». Особенной и любимой для Лемешева была партия Ленского в опере «Евгений Онегин», которую он впервые выучил еще в ремесленной школе Квашнина. Эту партию он исполнял более 500 раз.

Когда началась Великая Отечественная война, Лемешев отказался от эвакуации и остался работать в Москве. В октябре 1941 г. он заболел воспалением легких, из-за которого правое легкое перестало функционировать. Несмотря на такой страшный для певца недуг, Лемешеву удалось снова разработать голос, приспособиться к пению с одним работающим легким и вернуться к певческой карьере. Он активно выступал и гастролировал до 1957 г., затем, до 1965 г., периодически возвращался на сцену Большого театра. Последний раз Лемешев выступил в 1972 г. на своем юбилейном концерте с 501-м исполнением партии Ленского. Завершив оперную карьеру, он преподавал, возглавлял кафедры оперной подготовки и сольного пения в Московской консерватории, руководил вокальной группой Всесоюзного радио и вел радиопередачи.

Сегодня предлагаем вам послушать два произведения в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева:

Арию Вертера из оперы «Вертер» Массне (перезапись 1969 г.) и романс «Растворил я окно» Чайковского с предварительным комментарием Лемешева (запись 1972 г.):

🔈 http://ргафд.рф/callendar/10-07-2022

#сергейлемешев #лемешев #опера #тенор #вертер #массне #романс #чайковский #звуковойкалендарь #ргафд

-2
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.