Найти в Дзене
О, КУЛЬТУРивание

Дырявые шляпы и вино на волосах: как 500 лет назад девушки осветляли волосы

Как же непросто в наши дни соответствовать мифическим стандартам красоты. Комочки Биша вырезаются, чтобы скулы были настолько острыми, насколько это возможно; жировая ткань перекачивается из живота в нижние "уже давно не девяносто, а полноценные сто двадцать"; губы накачиваются, а морщины, напротив, расправляются. Про покраску волос в разных техниках, сложный многослойный макияж и всяческие обертывания можно молчать — по сравнению со всем предыдущим, это уже и не заботы вовсе. Только для нас. А вот для женщин прошлого стандарты красоты представляли целую кучу проблем, порой критичных.

Так, например, в 16 веке в жаркой и темпераментной Италии в моде были... блондинки. Да, у страны, где фенотип — черноглазые и темноволосые люди со смуглой кожей, в чести были златовласки. Причем об оксидах, диоксидах и прочих современных благах бьюти-индустрии девушки тогда даже не слышали. Так как же они соответствовали стандартам красоты и осветляли волосы до вожделенного бонда?

Им в этом помогала шляпа-солана. Но что именно это такое? Как она выглядела, и как вообще шляпа может помочь изменить цвет волос? Давайте попробуем выяснить вместе!

По сути своей солана — это шляпа с широкими полями и дырой на макушке. И, как ясно из названия, работала эта шляпа за счет солнца. Архитекторы времен Ренессанса создавали специальные балконы в домах знатных особ, где красавицы прошлого любили расположиться, чтобы отбелить свои волосы. Задача шляпы была проста: ее поля защищали лицо и шею девушек от солнца (аристократическая бледность в чести) дыра же на голове позволяла подставлять волосы солнцу, которое их и осветляло.

-2

Конечно, просто так сделать угольно-черные волосы золотыми кудрями было нельзя. Чтобы они приобрели столь модный золотой отлив, одного солнца было мало: пигмент просто так никогда не уйдет. Поэтому-то дамы и пользовались разными смесями для осветления волос, чьи составы разнятся от региона к региону.

Так, в разных источниках упоминаются: настойки на шафране и белом вине; лимонный сок с куркумой; столовый уксус и ароматными травами. Если подвести итог — кислоты. Что в уксусе, что в лимонном соке, что в вине есть кислоты, которые действительно способны буквально выесть натуральные пигмент волоса. Оранжевый шафран и желтая куркума, как и неназванные пряные травы, вероятно, тонировали волос — отсюда и тот самый золотой перелив.

-3

Современные историки моды и парикмахеры к таким ухищрениям относятся с равной долей восхищения и ужаса. С одной стороны девушки и правда делали осветление в домашних условиях, убирая столь сложный черный пигмент из волоса, да еще и тонируя длину. С другой стороны, сочетание кислоты и жаркого солнца — прямой путь к сухим и поломанным волосам, которые внешне походят скорее на паклю, чем на модные сейчас локоны.

Однако женщинам надо отдать должное: ради красоты и моды они по 6-8 часов сидели на палящем солнце. При этом по оценке современных экспертов волосы их все равно не были истинно блондинистыми. Куркума придавала волосам скорее желтую окраску — сейчас за такое любая красавица устроила бы парикмахеру скандал. Шафран же уходит скорее в оранжевый цвет, хотя и выглядит более натурально. Сушеные травы, если это не были уже названные ранее специи, должны были придавать волосам не просто золотой, но скорее желто-зеленый оттенок. Что для 16 века, наверное, было не так уж и плохо.

-4

В общем, голь на выдумки хитра. А в данном случае — испанская аристократия, которая в довольно дремучие времена додумалась до довольно сложных химических реакций. И пусть они проходили на бытовом уровне, девушки все-таки добивались поставленной цели. Даже если оттенок волос был не тот.

Да, во все времена женщины хотели усовершенствовать свою внешность. Только одни для этого качали жир в бедра, а другие сидели на солнце с кислотой на волосах — суть-то не меняется: красота все еще требует жертв. В конце девятнадцатого века девушкам и вовсе пришивали ресницы к глазам — этот процесс не остановить. Нам всегда будет хотеться выглядеть краше, стройнее и лучше. Главное — не переходить в этой погоне за совершенством границ разумного.