209 подписчиков

Армянские театры Москвы

162 прочитали
Московский академический театр им. Е.Б. Вахтангова
Московский академический театр им. Е.Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов
Евгений Багратионович Вахтангов
Принцесса Турандот - памятник у входа в театр им. Е.Б. Вахтангова
Принцесса Турандот - памятник у входа в театр им. Е.Б. Вахтангова

Сразу скажу, что первые ДВА театра, о которых я здесь пишу, названы "армянскими" условно, поскольку они были созданы выдающимися армянами, хотя в труппе этих театров даже не было армянских актеров или их было очень мало.
Из всех московских театров армянскому сердцу был особенно дорог и любим Академический театр им. Е.В. Вахтангова. Созданный (1921) и руководимый знаменитым армянином ЕВГЕНИЕМ БАГРАТИОНОВИЧЕМ ВАХТАНГОВЫМ(1883-1922), затем одним из его учеников и последователей - РУБЕНОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ СИМОНОВЫМ(1939-1968), который через какое-то время "передал бразды правления" своему сыну - режиссеру ЕВГЕНИЮ РУБЕНОВИЧУ СИМОНОВУ(1925-1994), этот театр долгое время оставался единственным в Москве театром, который на протяжении многих лет хранил армянский дух. И мы, армяне, бесспорно, очень гордимся этим непреложным фактом!
Поставленные Е.Б. Вахтанговым спектакли такие, как "Свадьба" А.Чехова, "Чудо св. Антония" М.Метерлинка, "Эрик ХIV" А.Стриндберга, "Гадибук" С.Ан-ского и легендарная "лебединая песня" Евгения Багратионовича - неувядаемая "Принцесса Турандот" К.Гоцци - навсегда вошли в историю мирового театра! А принцесса Турандот стала символом театра, ежевечерне встречающим своих зрителей перед спектаклем!
А в 1966 году, восстановленную уже Рубеном Симоновым "Принцессу Турандот" с блистательными Ю.К. Борисовой(Турандот), В.С. Лановым (Калаф), Л.В. Максаковой(Адельма), М.А. Ульяновым(Бригелла), Ю.В. Яковлевым(Панталоне), Н.О. Гриценко(Тарталья), М.И. Грековым (Труффальдино), В.Г. Шлезингером(император Алтоум), вахтанговцы привезли на гастроли в историческую родину своего создателя -
Е.Б. Вахтангова - в Армению, в город Ереван, где их встречали с любовью и восхищением. С той поры театр Е.Б. Вахтангова стал особенно любим и обласкан ереванцами, всегда с восторгом принимавшими у себя вахтанговцев!
12 марта 1996 года Постановлением Правительства г. Москвы был создан театр на основе группы выпускников актерского фак-та ВГИКа им. С.А. Герасимова, на котором преподавал народный артист СССР АРМЕН БОРИСОВИЧ ДЖИГАРХАНЯН(1935-2020). Он и стал руководить этим театром, который 26 лет назывался "Московский драматический театр п/р А.Джигарханяна".
Но с уходом Армена Борисовича из жизни был назначен новый художественный руководитель - бывший главный режиссер театра Сергей Газаров. В прошлом году театр был переименован в "Прогресс Сцена Армена Джигарханяна", который вскоре был присоединен к московскому академическому театру Сатиры, так как после самоотвода А.А.Ширвиндта с поста худрука, им был назначен опять же Сергей Газаров, ставший художественным руководителем объединенных в один двух театров.
Вот такая участь постигла "Театр п/р А.Джигарханяна" после ухода из жизни его именитого руководителя.

Театр п/р Армена Джигарханяна
Театр п/р Армена Джигарханяна

В 20-х годах прошлого столетия в Москве в знаменитом Доме Лазаревых в Армянском переулке поселилась Армянская театральная студия, которой руководил Сурен Ильич Хачатурян(старший брат знаменитого композитора А.И. Хачатуряна), которому очень помогал
Е.Б. Вахтангов, затем студию возглавил его любимый ученик Р.Н. Симонов, а преподавал в студии сам К.С. Станиславский. Театральная студия, став островком армянской культуры в Москве, знакомила своих зрителей с лучшими произведениями армянской литературы - на сцене были поставлены "Дядя Багдасар", "Восточный дантист", "Высокочтимые попрошайки" А. Пароняна, "Хатабала" и "Пэпо" Г.Сундукяна и др. Работы студийцев так понравились наркому просвещения А.Луначарскому, что он стал активно помогать студии и рождению нового театра.
Но, к сожалению, в 1952 году этот культурный армянский островок в Москве был закрыт усилиями Сталина и Берии.
Однако в 2002 году Посол Армении в России Армен Смбатян решил восстановить справедливость и возродить утерянный "островок армянской культуры " в Москве - и был создан Московский Армянский драматический театр, которым стал руководить ученик и сподвижник великого Сергея Параджанова, актер и режиссер Вячеслав Степанян
(о нем я писала в статье "Актеры-армяне в российском кино" - часть XVI -
https://zen.yandex.ru/media/id/5f3d81f334bdd8299c3c53aa/akteryarmiane-v-rossiiskom-kino-hvichtkeosaianvmanucharovsla-va-i-viktor-stepanianyvsimonian-amuradiankmartngmelikbekian-613b93f47dc92c2a42).
В отличие от предыдущих армянских театров, вернее, созданных в Москве известными армянами - Е.Б. Вахтаговым, Р.Н. Симоновым, Е.Р.Симоновым и А.Б.Джигарханяном, - в состав труппы МДТ, наряду с русскими (А.Афанасьев, Т.Звягинцева, Д.Новиков, Д.Витан, Л.Айларова и др.) входят в большом количестве армянские артисты( З.Бадалян, Н.Овсепян, А.Папоян, С.Торосян, А.Вартанян, Р.Гюлезян, А.Агабекян, Л.Пирумян, С.Маилян, М.Мелконян, В.Григорян, А.Чаликян), что дает возможность театру играть спектакли не только на языке Пушкина и Чехова, но и на родном, армянском, языке. К примеру, комедия "Кубик Рубика, или Геометрия любви" К.Ходикян идет на армянском языке. А вот музыкальную комедию "Вай, вай, или Вояж по-армянски" Г.Тер-Алексаняна актеры МДТ с удовольствием играют на русском языке, но с армянским акцентом.
Многие спектакли репертуара МДТ идут в театре, конечно же, в постановке его художественного руководителя В.Степаняна. Однако Вячеслав Ашотович вовсе не зацикливается на своей личности, как главном действующем лице в театре, а приглашает на постановки и других режиссеров. К примеру, спектакль "Ищу любимую" поставила Нелли Айххор, "Кастинг" и "Ландыш и Ромашка" - Ника Квижинадзе, "8 любящих женщин" и "Кубик Рубика..." - Нелли Шахбазова. А полюбившуюся всем комедию "Здравствуйте, я Ваша тетя!" поставил известный по фильмам и телесериалам, а также исполнитель главной роли в "Кубике Рубика..." - актер МДТ Артур Диланян, ушедший, к сожалению, из жизни в августе прошлого года. Светлая ему память!
Творчество В.А. Степаняна было высоко оценено Министерствами Культуры Грузии, где он начинал свою творческую деятельность, и Армении. Лауреатом премии "Лучшая режиссерская работа Грузии" В.Степанян был признан за постановку спектакля "Страсти по Арташесу", поставленного в Тбилисском государственном драмтеатре им. П.Адамяна в 1997 г.
Кроме того, Вячеслав Ашотович является Кавалером двух Золотых медалей Министерства Культуры Армении - "За весомый вклад в развитие отечественной культуры"(октябрь 2007 г.) и за постановку спектакля по пьесе армянского драматурга Перча Зейтунцяна "Встать, суд идет!"(май 2008 г.). Вслед за своим педагогом - замечательным режиссером, Александром Самсоновичем Григоряном, осуществившим в 2004 году на сцене МХТ им. А.Чехова спектакль "Лунное чудовище" Р.Калиноски, В.Степанян ставит спектакль "Встать, суд идет!" - как дань светлой памяти жертвам чудовищного геноцида армян в Турции в 1915 году. Этот спектакль не оставил равнодушных в зале, и многие уходили из театра с заплаканными глазами! Хорошо, что этот спектакль был записан, и я с удовольствием предоставляю вам, дорогие друзья, ссылку для просмотра -

https://www.youtube.com/watch?v=uiSEFYFNUWA

А коллективу Московского Армянского драматического театра во главе с его руководителем Вячеславом Ашотовичем Степаняном хочется от души пожелать новых интересных спектаклей, новых творческих побед на благо служения армянской Мельпомене на российской земле и свято ранить этот чудный "островок великой армянской культуры" в России!










Вячеслав Степанян
Вячеслав Степанян
Сцена из  комедии ""Кубик Рубика или Геометрия любви"
Сцена из комедии ""Кубик Рубика или Геометрия любви"
"Вай-вай, или Вояж по-армянски"
"Вай-вай, или Вояж по-армянски"