Некогда цветущая экономика Шри-Ланки (остров Цейлон), показывавшая среднегодовой темп роста в 6,4% за период с 2003 по 2012 годы, существенно опережая мировые темпы роста, сегодня погружена в самый тяжелый экономический кризис с момента получения независимости в 1948 году (до этого была британской колонией). Власти страны во всем винят коронавирус и кризис на Украине, скромно забывая упомянуть о своей роли.
Некоторые эксперты полагают, что основу текущего кризиса положил переход к органическому земледелию в 2021 году. Руководство страны, попавшее под влияние местной экоактивистки Винданы Шивы (аналог Греты Тунберг), запретило импорт удобрений и пестицидов.
Полная антинаучность и непродуманность применительно к местной специфике быстро дали свои результаты. В стране катастрофически упала урожайность из-за недостатка местного навоза.
В итоге уже через год Шри-Ланка лишилась своего сельскохозяйственного экспорта, занимавшего до четверти всего экспорта страны и была вынуждена начать импорт продовольствия. Параллельно с этим наметились огромные проблемы с туризмом из-за всемирной пандемии коронавируса. В 2021 году страну посетили всего лишь 194 тысячи туристов, что в десять раз меньше, чем двумя годами ранее. Соответственно десятикратно упали и доходы от туризма, составившие в 2019 году 3,5 млрд. дол. США.
Правительство Шри-Ланки, главные должности в котором занимают члены одной семьи, пыталось бороться с кризисом, снизив налоги и набрав долгов. В конце 2021 года был даже частично отменен запрет на импорт удобрений. Однако разоренные фермеры оказались не в состоянии их приобрести.
Новым ударом для экономики островного государства оказались западные санкции против России. Цены на удобрения сильно зависят от цен на газ, которые с началом операции на Украине стали ставить рекорды. Также выросли цены на нефть. За импорт удобрений и энергоносителей стране оказалось просто нечем платить.
В апреле в Шри-Ланке объявлен дефолт, настоящий дефолт, а не фиктивный, который пытаются приписать России западные страны. Внешний долг достиг 51 млрд. долларов. 16 мая премьер-министр Р.Викрамасингхе рассказал, что на острове закончился бензин. Люди гибнут в очередях за топливом, а некоторые едва наскребают деньги на еду, только за март цены на продукты выросли на 30%.
Власти Шри-Ланки обратились за помощью к главам разных государств. Письмо с просьбой рассмотреть возможность поставки нефти было отправлено в Россию. Однако платить им нечем, а гуманитарного объема в 90 тыс. тонн, поставленного в мае из России, хватило не на долго. Сегодня после серии массовых протестов и столкновений с полицией, унесших жизни сотен граждан, протестующие ворвались в резиденцию президента, который бежал из страны.
История этого государства за последние пару лет очень грустная сама по себе, однако у меня так и напрашиваются сильные параллели с текущей ситуацией в Европе. Увлечение органическим земледелием чем-то напоминает ситуацию с зеленой энергетикой. А в условиях отсутствия собственных ресурсов Европа должна быть крайне заинтересована в гарантированных поставках энергоносителей. При этом любой рост цен на энергию для экономики Еврозоны губителен, так же, как он стал фатальным для экономики Шри-Ланки.
И точно так же в Европе сейчас падает экспорт из-за того, что рост цен на энергоносители делает производство менее рентабельным и конкурентоспособным. Германия, ранее считавшаяся локомотивом Евросоюза, сегодня уже имеет отрицательный торговый баланс.
Единственное существенное отличие состоит в том, что Шри-Ланка не могла печатать евро, а напечатанные местные фантики никто за границами страны не рассматривает в качестве средства платежа. Однако и здесь наметились серьезные проблемы для Европы — евро упал до рекордно низкого уровня за последние 20 лет к доллару.
Такими темпами совсем скоро поставщики нефти, газа и прочих ресурсов в Евросоюз могут поставить вопрос об оплате какой-нибудь другой более устойчивой валютой. И что тогда?