Как это вообще может летать?
У пассажирского самолёта как бы узкий фюзеляж, и позволяет разместить только пять кресел и один проход. В итоге приходится ставить три кресла в правый ряд, и ещё два кресла в левый. У обычного человека такая асимметрия сразу же вызывает вопросики:
- Как самолёт не кренится в полёте, ведь по правую сторону фюзеляжа пассажиров больше, чем по левую? Значит центр масс у него смещён от оси. Неужели про балансировку самолёта совсем забыли? Безопасно ли так летать?
И таких обеспокоенных пассажиров можно понять. Ведь в их представлении самолёт должен выглядеть симметрично не только снаружи, но и изнутри. В идеале количество кресел в правом и левом ряду должно совпадать. Однако ширина фюзеляжа - это коммерческий параметр, и поэтому порой экономически невыгодно ставить, ни по два кресла с каждой стороны, потому что не хватит, не по три кресла, потому что будет недобор пассажиров.
А вот три кресла с одной и два - с другой стороны - это как раз то, что надо. И если бы третье кресло было смещено в центр, то получилось бы два очень узких прохода, от которых не было бы никакого толку.
Но почему же такие самолёты с асимметричным салоном летают ровно и не кренятся?
Всё дело в том, что балансировка самолёта проводится ещё на стадии проектирования. Так авиаконструкторы зная средний вес пассажира примерно оценивают смещение центра тяжести из-за такого пятирядного салона. И соответственно они начинают перераспределять узлы и агрегаты по фюзеляжу с учётом этого. Баки для воды будут расставлены так, чтобы скомпенсировать перекос массы пассажиров. Багажное отделение, которое обычно под полом, будет смещено в нужную сторону. Но даже несмотря на все эти меры, всё равно будет небольшой перекос и смещение центра масс. Потому что невозможно учесть всё до мелочей.
И чтобы самолёт не кренился в полёте в дело вступает механизация крыла. На деле для устранения остаточных кренов подъёмная сила одного из крыльев будет чуть больше, чем у другого. Речь идёт о сотых долях процента, потому что плечо рычага большое. И поэтому на расходе топлива это никак не отразится.
При этом некоторые пассажиры также обеспокоены и тем, что хвост, или же носовая часть могут быть перегружены, и таким образом развесовка может быть нарушена. И в этом случае может появиться нежелательный тангаж.
Для устранения этого эффекта, если допустим все пассажиры перебежали в хвост, существуют рули высоты на горизонтальных стабилизаторах. Они мгновенно отработают любую попытку вывести самолёт из равновесия.
Так что летайте спокойно, инженеры всё предусмотрели.