Рисунки из солдатского фронтового альбома потрясают своей документальностью. Автор этюдов был не заезжим «на минутку» художником-профессионалом, а непосредственным участником событий в том воинском коллективе. Он хорошо знал людей, которых изображал. Рисовал не каждый день по заказу, а по вдохновению и от души.
Неслучайные образы Великой войны
Под многими изображениями есть краткие записи, они помогают глубже проникнуть в канву исторического материала. Каждый рисунок уникален и несёт в себе массу информации, которую можно разгадать, понять и пропустить через себя.
Вглядываясь в лица, картины природы, быта мы окунаемся в атмосферу того времени, становимся соучастниками событий. Ведь художник находился в гуще событий: сидел в окопе, исходил потом и кровью в бешеных атаках, хоронил боевых товарищей, как и все, в свободное время занимался незамысловатым солдатским бытом и при этом выкраивал несколько минуток затишья, чтобы сделать (для нас) зарисовку.
Оперативность и доступность рисунка вне конкуренции. Фоторепортаж или документальное кино не для экспромта. Чтобы провести съёмку, нужна какая-нибудь подготовка и хоть маломальские условия, а художник мог рисовать без «капризов». Если найлётся карандаш, и альбом – уже хорошо, в исключительных случаях можно даже обойтись тем, что попадёт под руку.
Удивительный альбом, замечательные рисунки, но чего-то не хватает. Чтобы пронзительно свелящие глаза с рисунков ожили, нужно бы узнать: биографические данные, обстановку на фронте в момент создания эскизов, судьбы Героев. Только так альбом по-настоящему пропустит нас в атмосферу той Великой войны.
Система – начало всех начал
Любое исследование начинается с тщательного изучения имеющейся в наличии информации. Затем изученное систематизируется. В нашем случае была составлена первая таблица, постранично выписали все, имеющиеся в альбоме надписи. После сопоставления дат под рисунками установлено - в альбоме нет хронологической последовательности надписей и группирования рисунков по тематике. Следовательно, сборник рисунков однозначно не является системным объектом - это креативный памятник славной эпохи. Когда там было время всё раскладывать по полочкам?
Во вторую таблицу были занесены записи с фамилиями и именами, как исходные данные для поиска. Вводя эти сведения в поисковые строки сайтов «Память народа» и «Подвиг народа» по крупицам собирались дополнительная информация. Полезные данные, извлеченные на сайтах, фиксировались в специальной колонке таблицы. Одновременная работа на двух сайтах увеличивала вероятность попадания в нужную точку, потому что данные на них немного разнятся и как не странно, взаимно дополняют друг друга.
Так устанавливается истина
Поначалу не очень везло. «Плотину прорвало» по ходу работы с надписью на странице № 9: «Вас Вас Акулиничев» под рисунком бюстового портрета офицера. После введения данных, понятых и развернутых как «Акулиничев Василий Васильевич» на сайте «Подвиг народа» были найдены сведения о награждении лейтенанта Акулиничева орденом Отечественной войны I степени, здесь же удалось узнать его год рождения, время и место призыва на военную службу. Главное, что удалось установить: офицер воевал в 1189 стрелковом полку, 358 стрелковой дивизии, именно это обстоятельство имело большое значение для уточняющего поиска на других сайтах.
Предположение, что именно этот офицер нарисован на странице альбома № 9, нужно подтвердить на сайте «Память народа». Здесь сообщили о том, что старший лейтенант Акулиничев В.В. умер от ранения головы «11. 08. 44», согласно записи в именном списке № 6, безвозвратных потерь личного состава, умерших от ран в 156 МСБ (медсанбате). Все сведения об офицере совпадали с полученными ранее данными.
Правильность поискового пути подтвердилась на 10-й странице. Исходной была запись: «Начинал рисовать Хутчева Вас. Зах.». Запрос сведений по Хутчеву Василию Захаровичу показал не только личные данные и награждения, но главное, информацию о прохождении службы комсоргом полка старшим лейтенантом Хутчевым В. З. в составе 1189 стрелкового Выборгского полка, 358 стрелковой дивизии.
Дальше всё пошло почти без заминок. После долгих и кропотливых поисков по каждой надписи, удалось установить сведения обо всех, изображенных офицерах, сержантах и солдатах. Исключение составили: портретный рисунок на 9-й странице, подписанный «Сорокотяга» или «Соропотяга», а также рисунок мужской головы с усами, подписанный как «повар Миронов И». Запросы по исходным данным не принесли никакого результата.
Теперь встал «в полный рост» вопрос: кто же художник? И что можно о нём узнать?