Краеугольным камнем ракетной тематики был и остается подход к выбору ракетного топлива.
Насколько наверняка известно читателю, топливо бывает однокомпонетным, двухкомпонентным, а может иметь три или более составляющих.
Как правило, большинство современных смесей, состоят из непосредственного горючего и окислителя, который помогает этому горючему воспламеняться.
В разное время, советская космонавтика прошла через различные топливные пары.
НДМГ + АТ и через Керосин + Кислород. Первая пара и поныне используется в тяжелой ракете "Протон", на второй традиционно летают "Союзы" и семейство двигателей РД-170/180/190, которые являются основой современной российской космонавтики.
При этом, западные, китайские и индийские конкуренты сегодня массово переходят на пару метан+ кислород.
Почему это происходит?
Во-первых, метан наиболее перспективное топливо для многоразовых носителей. Меньше сажи, проще послеполетное обслуживание.
Во-вторых, керосин в ракете существенно олтчиется от того керосина, который заправляется в баки авиалайнеров. Производит это топливо специальный заводи просто так его не купишь. С метаном все несколько проще, это природный газ, который нуждается в дополнительной очистке и не более того.
В третьих, метановый двигатель имеет несколько лучшие характеристики относительно своего керосинового собрата. Разница не так велика и частично нивелируется большими габаритами топливного бака, однако она есть.
В нашей стране эксперименты с голубым топливом для РД проходили еще с начала 70-х годов. Тогда тему плавно свернули, не найдя смысла в дорогостоящем переводе всей космической инфраструктуре на новый вид топлива.
С начала 2000-х работы достали из ящика стола. Так появился проект метанового двигателя РД-0162 с безумной тягой в 200 тонн.
Бытуют слухи, что до ума тот двигатель так и не довели, но проект плавно перерос в РД-0169 с тягой в 100 тонн, который должны были поставить на перспективную ракету "Амур".
После февральских событий, эта ракета как и многие планы нашей страны ушли в небытие, хотя бытует мнение, что проработка носителя и без этого была выполнена достаточно поверхностно.
Что будет дальше, сказать сложно, но можно гарантировать, что в ближайшие 10 лет метановых носителей в России вы не увидите. И дело тут не в мрачных предсказаниях, а в том, что переход на новый тип топлива потребует создания сложной структуры на базовом космодроме Восточный. Создание такого комплекса под руководством эффективных менеджеров как раз и будет длиться не менее 10 лет.
Потому сейчас нам придется сосредоточиться на более важных моментах, а именно, просто сохранить отечественную космонавтику до лучших времен. А они, как мы верим, наступят.