Небольшой спойлер. Это моя первая статья на Дзене, и она перенесена с портала Пикабу. В будущем, здесь, скорее всего, будут так же переносы материала с других источников.
Вступление
Недавно на Пикабу наткнулся пост: Как в начале 20-го века в США навязали завтрак «бекон с яичницей»
В нем автор рассматривает конспирологическую теорию о том, что бекон и яичница стала популярным завтраком в США благодаря некому Эдварду Бернейсу.
Так как я увлекаюсь американской культурой и историей, статья показалась мне не сырой с "натягиванием совы на глобус", потому что автор путает причинно-следственные связи и возможно поверхностно изучил вопрос.
На связи интеллектуальное быдло, сегодня я расскажу вам откуда в США появилась такая традиция, как есть на завтрак яичницу с беконом, и причем тут Эдвард Бернейс.
Часть 1.
Немного истории
Вы наверняка знаете, что США не была с самого начала полноценной страной, которую бы просто пришел и основал какой-то мужик, который воткнул флаг в песок со словами:
"Ну значица, вот тут США и построим"
После того, как в 1492 году Христофор Колумб открыл Америку как континент о ней узнали в Европе. И очень скоро, новые территории ломанулись осваивать горячие и предприимчивые ребята. Если не вдаваться в множество имен и деталей, которые не так важны в контексте этого поста, на территории Америки образовались колонии всего европейского общества, но больше всего было колоний французов, испанцев и британцев. Но, британцы были самыми успешными в этом процессе. Как итог, внутренние конфликты, различные интересы, договоренности, политические игры, и заре своей независимости США в 1776 году состояли лишь из тринадцати провинций, которые были частью британской Северной Америки.
Чуть позже британские колонии объявили свою независимость, потом были Гражданские Войны и много чего еще интересного, что привело к формированию современных Штатов, но к яичнице это не имело уже никакого отношения. Отношение к ней имел именно тот факт, что все колонии теперь контролировала Британия.
Причем тут британцы? Думаю, очевидно, что каждая национальность, покоряя новые земли, привозила туда еще и свои традиции, особенности и рецепты. Так вот британцы не были исключением.
Полный английский завтрак
Возвращаясь к исходному материалу, с которого я начал разбор, там можно увидеть следующее заявление:
Американцы раньше завтракали «легко»: кофе, булочка и апельсиновый сок....
Про апельсиновый сок мы поговорим как-нибудь в другой раз. Что касаемо булочек... Американцы, а точнее, в то время еще британцы, никогда не питались "легко". Точнее, это не было традицией, а было скорее, результатом нищеты. Потому что "чай энд булочка" - это ни что иное как просто "вода с хлебом". Иными словами, не традиция - а вынужденная мера, когда нечего есть. Поэтому к XIII веку в загородных дворянских домах Британии появляется идея английского завтрака как национального блюда. В старой англосаксонской традиции гостеприимства домашние хозяйства обеспечивали сытный завтрак для приходивших в гости друзей, родственников и соседей. Так появляется понятие полный английский завтрак
Полный английский завтрак (Full English breakfast для европейцев, или просто. Full breakfast для британцев) — название распространённого в Великобритании и Ирландии завтрака. Разные источники приводят разный состав полного завтрака и с течением времени он постоянно менялся. Вот самые распространенные позиции этого блюда в наши дни:
- - яичница-глазуньи;
- - хрустящий бекон;
- - поджаренные тонкие колбасок/сосисок бенгерс;
- - помидоры (свежих, запеченных);
- - тушеная белая фасоль (иногда жареные грибы);
- - подрумяненные тосты;
- - масло;
- - джем;
- - пудинг (черный или белый)
Выглядит это яство так:
Конкретный набор продуктов отличается в различных региональных вариантах, однако одно в этом завтраке всегда оставалось неизменным - яичница и бекон. Потому что это были самые простые и самые доступные продукты во всех регионах Британии. Яйца - от курицы, бекон - от свинины. ведь красивое слово бекон на самом деле ни что иное как обычная вырезка свиной грудинки.
Со временем Full breakfast становится не только элементом аристократии, но и привычкой для обычных людей, потеряв при этом несколько позиций и значительно упростившись до основных ингредиентов. Плюс, при колонизации, такие продукты как бобы, грибы и тосты не всегда были в доступе, поэтому простой завтрак из двух позиций стал полноценной нормой для "нового американца". А еще чуть позже к викторианской эпохе (1837—1901), британский завтрак из трех позиций стал самым популярным в США и Британии. Кстати, понять популярность яичницы с беконом в этом периоде можно, например, встретив это блюда в рассказах Джека Лондона.
Да, я не опечатался, именно трех позиций, потому что чуть позже, как раз к концу XIX века, в меню классического завтрака возвращаются тосты смазанные маслом. Ну а дальше... дальше это стало традицией и неотъемлемой частью культуры, которая с появлением кинематографа разумеется перекочевала и в него.
Если возвращаться к материалу из поста про манипуляции, автор приводит данный кадр из "Гриффинов", якобы как предмет манипуляции, как бы говоря "посмотрите, вот тут едят только бекон и яйца!", но при этом абсолютно игнорирует тосты с маслом, а так же оладьи, которые стоят в стороне на границе кадра.
Часть 2.
Причем тут Эдвард Бернейс?
Эдвард Бернейс (1891-1995) — один из крупнейших специалистов по PR. Внёс значительный вклад в создание современной науки массового убеждения, основанного не на разуме, а на манипуляции подсознательными чувствами и импульсами. И сказать, что он не является гением внушении нельзя. Продвижение продукта - было его кредо, но для начала, ему, несомненно, нужно было продвинуть самого себя. Как говорится, "сначала ты работаешь на зачетку, а потом зачетка работает на тебя"
Чтобы показать всем, что действительно гений в продвижении чего либо, нужно либо продвинуть это "что-либо", или... просто сказать что что-то популярно только благодаря тебе! Причем во втором случае, результат работы покажет тебя еще более лучшим PRщиком и манипулятором, потому что люди будут верить в то, чего ты не делал.
И тут, как говорится, следите за руками.
В 1920х заканчивается большая промышленная революция. Многие жители уже перебрались из деревень и провинциальных поселений в большие промышленные центры. А в городе в бегущем ритме жизни, времени спокойно проснуться и позавтракать за столом уже нет и становятся популярные быстрые, и так называемые "легкие" завтраки. Легкими они были не по калорийности, а по способу их приготовления. "Классический английский завтрак" вновь получает новую ветвь эволюции. Люди убирают из рациона яйца, оставляя только тост с маслом и беконом, а в некоторых случаях они заменяли бекон арахисовой пастой. Вы наверное слышали о таком словосочетании из кино еще в детстве "сэндвич с беконом" или "сэндвич с арахисовым маслом"? Вот это все появилось сто лет назад. Именно сто лет назад сэндвичи стали невероятно популярны и остаются популярными и сегодня, даже в странах СНГ.
Так же к слову между строк, чуть позже сэндвичи с беконом трансформировались в другое знаменитое американское блюдо - бургеры. Но это уже совсем другая история.
Таким образом, мы имеем два популярных вида завтрака в США, классический на тарелке - яичница с беконом и, сэндвич с беконом (внимание, бекон никуда не делся, и никаких проблем с его продажей не было).
Что же делает Бернейс? Тут можно обратиться к исходному посту, потому что автор в нем все описал верно, хоть и неверно трактовал результат:
Сначала ушлый пиарщик «развел» одного врача, чтобы тот бесплатно написал 5 000 коллегам с вопросом: что полезней с утра «легкий» завтрак или «сытный»? 4 500 врачей ответили, что «сытный», так как организму с утра нужна энергия.
Это была первая уловка. Во-первых, слово «сытный» использовалось, как антоним слову «легкий», что не совсем верно. Во-вторых, о степени легкости «легкого» завтрака ничего неизвестно, и в контексте это воспринимается, как «недостаточный». Очевидно, недостаток калорий с утра врачи поддержать не могут.
Здесь раз заострю внимание что "легким" был завтрак на деле по способу приготовления. Эдвард действительно сделал манипуляцию с врачами, подменив понятие "легкий", потому что ему нужно было "массовое авторитетное мнение" которое он потом использует как аргумент в свою пользу.
После этого он заказал статьи в газетах, что-то вроде: «4 500 врачей считают легкий завтрак вредным, а сытный полезным». Одновременно с «мнением» врачей в таких статьях как бы случайно упоминали, что таким завтраком может быть бекон и яйца.
И вот тут начинается самое интересное. Я бы даже назвал это "манипуляцией века", которая даже спустя сто лет действует на авторов статей, которые уверены, что бекон придумал Бернейс. После грандиозного шума, которая образовалась после публикации этой новости, многие люди стали говорить об этом, и ранее нейтральная тема выбора завтрака, которая никого не волновала, стала чем-то вроде противостояния, в духе современного "ПК или приставка". И разумеется, на фоне этого, все стали вспоминать имя Бернейса.
Далее оставалось дело за малым: связать все в один узел. Бернейс выпускает книгу, а так же дает массовые интервью, где активно рассказывает, что его статья в газетах была заказной и что его в 1920-х года наняла «Beechnut Packing Company», которой якобы не получалось продавать бекон, и именно благодаря этой публикации, ее продажи выросли. Причем компания не пыталась раскрутить конкретно свой продукт, а пыталась раскрутить бекон в принципе. Согласитесь, звучит как крайне хреновая бизнес-стратегия? Зачем нанимать "гения PR" на продвижение всей индустрии, если можно продвинуть только свой продукт и стать монополистом?
Я тоже задался этим вопросом и решил докопаться до истины. Перед написанием этой статьи я весь вечер смотрел множество материалов и американских статей, но так и не нашел ни одного подтверждения этих слов, кроме заявлений самого Бернейса. И только потом я понял, что вся эта история нужна исключительно для того, чтобы дать Бернейсу ИМЯ и СТАТУС.
Таким образом, можно смело сказать, что Эдвард Бернейс действительно гений PR и манипуляции, но к реальным яйцам с беконом он не имеет никакого отношения.
Бонус.
А как же кино?
Небольшой бонус для тех, кто дочитал эту простыню и не уснул. В исходной статье автор так же показывает, что аналогичной пропагандой и манипуляцией Бернейс служит кинематограф. Приводя в статье массу примеров где в кадре показывают яйца с беконом.
Даже если поверить в версию, что яичница с беконом - продукт манипуляции Бернейса, то факт того, что заказ на продвижение поступил в 1920м году, и продолжает выполняться сто лет спустя в кино и мультсериалах вообще не поддается никакому здравому смыслу.
Ну и разумеется, сам автор статьи использует дешевую манипуляцию, подбирая в качестве примеров исключительно те фрагменты, которые удобны конкретно ему, создавая иллюзию того, что в кино завтракают только яичницей с беконом.
Вот несколько примеров завтраков из популярных фильмов:
Завтрак у Тиффани, 1961 - Первое же что вспомнилось по триггеру "завтрак" :)
Тут у нас круассан с кофе
Криминальное чтиво, 1994 - бургер с котлетой.
Унесенные ветром, 1939 - оладьи
Гриффины - снова оладьи!
И... тада! Симпсоны - Сэндвичи! Кстати с арахисовой пастой.
Продолжать можно бесконечно, и при желании, используя методику автора, можно было бы доказать что герои фильма питаются только мучными продуктами, и вообще это заговор производителей муки! :)
На этом у меня все. Питайтесь хорошо, питайтесь правильно, и изучайте первоисточники!
Всем добра и вкусных сэндвичей.