Пусть ваше сегодня начнется с гениального русского живописца. Откройте эту статью, как открывают чудесную дверцу, и загляните в тот самый мир, где светло и радостно. В тот самый мир, что наполнен любовью и осознанным предназначением. В тот самый, настоящий, мир. Ведь И.Э. Грабарь (1871-1960 гг.) писал и для нас с вами, тех, кто пришел в этот мир после него. Писал с любовью к каждому предмету, что навсегда поселились в его натюрмортах.
Большинство натюрмортов Грабаря 1900-1910-х годов – цветочные. Это связано с тем, что цветы были в доме круглый год: либо полевые, либо оранжерейные. Красота цветовых сочетаний, разнообразная фактура растений давали чистую и радостную живописную задачу, увлеченно разрешаемую свободной кистью. Как и в пейзажах этого времени, в натюрмортах Грабаря воплощен «чистокровный» импрессионизм – это «Сирень и незабудки», «Хризантемы» (обе – 1905).
Художники – люди особенные. Они видят не просто цветы, деревья или людей. Они смотрят на мир и видят в нем натюрморты, пейзажи или портреты. Они предчувствуют в окружающем мире свои гениальные работы. Вдохновленный красотой цветов, И.Э. Грабарь мог дополнить композицию и тут же начать писать натюрморт. Именно так возник мой любимый натюрморт «Сирень и незабудки».
О картине «Сирень и незабудки» Грабарь писал: «Я увидал на рояле корзину, ...плотно наполненную незабудками, походившими на какую-то плюшевую, дивного бирюзового цвета материю. Рядом стоял в белом кувшине букет белой и лиловой сирени. Я бросил подле на рояль еще ветку сирени и принялся писать...» Натюрморт имел огромный успех у всех, кто его видел.
Мы уже видели с вами работы художников, наделенных даром трансформации материала, способных масло превращать в акварель, акварель – в батик. Мне кажется, что И.Э. Грабарь обладал удивительным талантом превращать масло в пастель. И это масло, подобное пастели, сохраняет все особенности масла: натюрморты И.Э. Грабаря залиты солнечным светом, наполнены воздухом. Предметы – фрукты, рояль, посуда – способны приумножать пространство, отражая окружающее. Так предметы сами под умелой кистью художника превращаются в пространство. И при этом удивительно пластичны. Они порой будто собраны из цветных… стружек, кусочков плюша или подобны сахарной глазури.
Пусть у вас, дорогие читатели, проснется способность видеть красоту в простых, привычных вещах: фарфоровой чашке, из которой вы пьете чай, цветах в утренней росе, солнечном луче, пробивающемся сквозь занавеску. И пусть способность видеть красоту в обыденном наполнит ваше сегодня счастьем. Да и ваше каждое последующее сегодня – тоже.
А вот статья Будто невесомые цветы: натюрморты Стеллы Даминовой.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.