Найти в Дзене
Жили-были...

Спасаясь от заразы...

Глава десятая, заключительная.

До места назначения добрались только еще через два дня. Когда выходили из тайги на то самое место и Витька увидел тот самый забор, его аж затрясло, нервы были как натянутые струны, они аж вибрировали, Витька еще никогда не чувствовал ничего подобного. Он подъехал к Владимиру Тимофеевичу и попросил его отдать приказ не лезть на огражденную территорию посторонним, которым там нечего делать. Только тем, кому действительно это необходимо, и то, чтоб не трогали там ничего голыми руками. Он, внимательно посмотрев на парня и кивнул головой, сказав, что так наверное будет действительно правильно. Потом парень проехал среди всех прибывших и всем объяснил то же самое, попросив без надобности не лезть за забор. Место под лагерь Витька назначил там, где стоял его шалаш, он же единственный, кто не заразился и выжил тогда. Потом он долго стоял на том самом бугре, где его увидел покойный начальник, помахав ему рукой.

Тот самый сундук с документами стоял закрытый на месте, как его тогда и оставил тот начальник экспедиции, закрыв перед этим. На него и указал Витька Свиридову, когда он подъехал к нему и встал рядом с его Резвым.

- О чем думаешь, Витя? Состояние у тебя мне не нравится.

- Вот я и исполнил свое обещание, господин начальник, я все о вашей кончине рассказал, упокойтесь с миром. Поклонился этому месту и еще добавил: Прими Господи их души грешные, пусть им земля будет пухом. Потом повернулся к Свиридову и сказал:

- Знаешь Саш, страх какой - то напал, жуть какая - то в груди,никогда так не было, а тут накатило так, что не вздохнуть, ни охнуть, ей Богу.

- Да ладно Вить, надо живых бояться, эти нам уже ничего не смогут сделать, они мертвые. Столько ты уже испытал, один среди зверья выжил, смог от чумы себя сберечь, а тут что расклеился? Успокойся. Ты водку пьешь?

Витька с недоумением посмотрел на него, потом до него видимо дошел смысл вопроса, он покачал головой, сказал нет.

- Что, совсем ни капли?

- Да.

- Молодец. А что так, не обижайся, но вроде как по деревням пьют и много. Неужели в вашей не пьет никто?

- Почему, пьют как бык пойло, пока обратно не пойдет, просто у меня в семье отец этим никогда не увлекался, под старость только потреблять
немного начал, видимо, мне пример не с кого брать было. Витька засмеялся. Да и не жалею ни грамма об этом.

Свиридов посмотрел на него и согласно кивнул головой. Потом достал из кармашка часы на цепочке, щелкнул крышкой, сказал:

- Поехали Витя, время уже много, скоро ужин наверное, может Тимофеич нас там ищет уже, а мы пропали и не едем, нехорошо.

Развернув лошадей, они поехали к лагерю, не оглядываясь.

В лагере была обычная вечерняя суета, люди готовились поужинать и ложиться спать, после трудного дня все мечтали только о том, чтоб завалиться спать до утра. Вскоре от костра повара послышалось дребезжание железного ведра, повар приглашал всех на ужин. Витька со своим начальником привязали коней, распрягли их, поснимали с них все лишнее, отвели их на водопой, напоили, потом пошли и сами к костру повара. Сегодня была пшенная каша с котлетами, очень вкусная, правда Витька всю дорогу удивлялся над сноровкой повара, как и когда он умудряется успевать все готовить, народу все же не пять человек, а у него почти всегда готова еда на всех. Поев и попив чая, парень подошел к нему и сказал спасибо, впрочем, он так всегда делал.

Первая ночь прошла спокойно, даже ни один зверь не потревожил сон уставших людей. Настало утро, все потягиваясь вставали со своих мест, кто где привалился, там и заснул. Выбирать было просто некогда, люди вымотались до самого не хочу. Уснули и слава Богу, что никто не потревожил их сон. После завтрака и обильного чаепития, Владимир Тимофеевич обратилсЯ ко все со словами, что надо сделать и как можно скорее:

- Ребята, скоро наверное могут начаться дожди, так что в первую очередь необходимо поставить жилье под людей, под скотину, не гоже это, мокнуть самим и скотину под дождем держать, так что вот вам моя просьба, те, кто умеет держать в руках топор, молоток и рубанок, прошу отойти вон в ту сторону. Потом те, кто хоть раз в тайге строил жилье, прошу отойти вон туда, третьи кто остались, лес валить кто умеет? Все ко мне.

Таких, на повал леса, набралось пятеро, ставившие жилье в тайге оказалось пятеро, Витька встал тоже к ним, шестеро. Ну и держать топор в руках могли еще четверо человек, итого пятнадцать. Все распределились. Совсем неожиданно к ставившим жилье в лесу присоединился и законник. Это было встречено шутками. Свиридов и оба геолога пошли в кучеры, возить спиленный лес на строительство жилья. И пошла работа!

В перерывах между работами законник прошел с Витькой по лагерю, но за забором, парень подробно рассказал все, что помнил, причем большинство было и так видать еще, правда от трупов остались одни косточки, но все равно видно было многое и хорошо видно. Потом открыли сундук и вытащили из него все документы, все еще было целое, не помочило их дождями, звери тоже до них не добрались. Строительство шло быстро, все понимали, что чем быстрее они все закончат, тем будет только лучше. Стены под жилье людей поднимались как на дрожжах тесто, через два дня уже подвели их под крышу, потом и крышу закрыли. Потолок выложили из кругляка, круглого леса, только потоньше, чем на стены пошло. На верх для утепления навозили песка, им и засыпали потолок. Потом дошло дело до печей, на жилье для обогрева и на кухню для печи, чтоб можно было на ней варить пищу. Нашлись и плиты на них, из привезенного первыми , оно все было свалено в одном месте.

Тут встал вопрос о печниках, кто умел сложить печи. Печник был один, а требовалось поставить не менее трех печей в короткие сроки и из камня природного, не из кирпичей, тут особая система кладки печей. Но и тут нашли выход, на кладку печей нашли еще одного рабочего, так что все пошло снова своим чередом. Нашли и глину, очень хорошего качества, геологи в один голос заверили, что она пойдет даже на выжиг своего кирпича. Но это если продолжится строительство, сейчас с этим не было времени возиться. Короче для людей дом, первый дом на этом месте, теплый, просторный, был почти готов через неделю, оставалось только доделать мелочи. На очереди была кухня и столовая для всех рабочих. ;Конюшню тоже уже закончили, в ней даже и полы настелили, из кругляка, потом засыпали его песком, получились как настоящие полы.Самое необходимое, что было нужно срочно, было уже сделано.

Полностью строительство заканчивали через полтора месяца, были построены этот первый дом, конюшня, на полтора десятка лошадей, кухня, баня, дом для начальства, еще один дом под контору. Геологи стали ходить на обход своих территорий спустя месяц, как начали стройку, пока ничего не находя. Нет, ну было немного, попадало и золото по таежным ключам, да здесь, в этой тайге оно было везде, по ключам, но мало, очень мало. Да и не то они искали, искали то железную руду, а с этим пока было никак, не хотела она показываться людям. Только рвали руки, пробивая шурфы для того, чтоб достать до коренных пород, все было зря. Как говорил главный геолог, хоть бы небольшую подачку природы найти, чтоб было что с собой привезти, ничего.

Успех пришел к концу лета, когда уже не надеялись на то, что хоть что - то найдут, причем нашли после того, как пошли к стоящим вдалеке от стоянки, верстах в десяти от основного лагеря горам, не шибко - то и большим, но именно там и нашли то, что так долго искали. Напряглись сразу оба геолога, когда при подходе к горам увидели в ручье ржавые то ли водоросли, то ли тину какую - то, но была она как бы из одной ржавчины, сама вода имела вкус железа, при попытке вскипятить чай, от котелка не знали потом чем накипь отчистить. Да, это еще было не само железо, но по этим признакам уже можно было искать и дальше.

Потом нашли и в кусках руды явные признаки железа, теперь можно было подумать о возвращении, как сказал главный геолог, наша задача выполнена. Мы признаки нашли, карту этого участка составили, описание сделали, теперь пусть приходят и ищут те, кто этим занимается. Скорей всего на следующее лето сюда придут другие люди и вот они будут искать, правы мы были или нет. Все работы решили закончить в начале сентября, 10 сентября выйти уже в обратную дорогу, к тому же все продукты уже заканчивались. Уже давно стали ходить на охоту, стрелять оленей, сохатых, но люди себя прокормить могли, а вот лошадям скоро придется питаться одной травой, овса оставалось все меньше и меньше. Потому и было принято решение, что возвращаться в село, там хоть на лошадей пищу купят, да и на людей тоже.

В обратную дорогу тронулись как и задумывали,десятого сентября. Обратная дорога была легче намного, все люди шли пустые, без тюков на спине, вьючные тюки, и то очень небольшие, несли только лошади, людям уже и не хватило. Поэтому наверное и шли быстро, в первый день прошли намного больше, чем проходили в пути туда, в тайгу, на эту реку с трудным названием. А может людям самим уже надоело шарахаться по тайге, хотелось быстрее добраться до людского жилья, до цивилизации, может и так. Все же с апреля месяца до сентября, прошло почти полгода, как они ушли в тайгу, не каждый вытерпит. Но все были довольны, что они сделали свою работу так, как и должны были, все возвращались назад живы и здоровы, даже ни одна лошадь по дороге и там, в тайге, не сдохла.

Вышли к Витькиному селу даже через пять дней, а не через неделю, как ушли из нее. Витька думал, что на этом его работа и закончится, но Владимир Тимофеевич думал совсем по другому. После того как разместились на дневку в том же доме,в котором были тогда, когда ждали выход в тайгу, он попросил Витьку зайти к нему. Открыв двери в комнату, парень увидел все руководство в сборе, все сидели вокруг стола. Свободным оставался только один стул, парень сел на него. Виктор Тимофеевич стал говорить:

- Виктор Гордеевич, я своей властью, данной мне царем и Богом, выражаю вам свою благодарность за то, что только благодаря вам вся экспедиция в полном составе вернулась на место своего выхода в тайгу. Я оставляю вам в пользование ваше оружие, вашего жеребца Резвого, завтра получите все необходимые документы на них. Сейчас немного подождите, Василий Евграфович, составьте на него все документы, Виктору Гордеевичу надо выдать денежное пособие, которое он заслужил, деньгами. И еще, я бы очень хотел, чтоб вы отправились с нами в Москву, я буду просить руководство о зачислении вас на службу, на офицерскую должность, все присутствующие меня поддержат. Так что для ходатайства об устройстве вас на работу и о присвоении вам офицерского звания у нас вполне достаточно оснований. Решать вам, я прошу вас хорошо подумать и решить поехать с нами в Москву, там и учиться сможете, и работа хорошо оплачиваемая вам уже обеспечена. Так что на раздумия вам вот сутки даю, решайте.

Витька сидел как громом пораженный, не знал, что и ответить на такое лестное предложение. Потом посмотрел на Свиридова, тот согласно кивнул головой, мол, соглашайся. Витька встал и не зная что сказать, только смог сказать спасибо за такое предложение, я должен сходить домой и сказать родным про это.

Витька согласится с таким предложением, он поедет в Москву со всеми. В Москве он действительно получит такую работу и офицерское звание, он получит и образование в столице, примет участие еще в одной экспедиции, но это уже совсем другая история. Их золотой участок начнет работать в апреле 1917 года, но грянувшая революция не даст продолжать работы. Они свернут свое дело, бросив все, новые работы на их прииске начнет уже новая власть в тридцать пятом году, можно только сказать, что прииск был очень богатым.

Конец.