Найти тему

"Зоопарк" архимандрита Павла Груздева

Оглавление

Батюшка после исповеди придет, рубашку снимет, а она вся мокрая-мокрая..... ( вспоминала духовная дочь Павла Груздева, Дуся)

Фактура - замечательная книга  Наталии Павловой "Зерно Господней пшеницы". Художественное изложение, традиционно, мое. Фото мое (обложка книги)
Фактура - замечательная книга Наталии Павловой "Зерно Господней пшеницы". Художественное изложение, традиционно, мое. Фото мое (обложка книги)

Старец любил людей. А они - его, тянулись к нему совершенно разные. Общее было в них, пожалуй, одно - какое-то духовное зерно. Это могли были даже люди не из церковной среды, далеко не святые. Но ничего не могли с собой поделать, как магнитом притягивал их этот батюшка. Было в нем какое-то духовное благородство. Редкое качество. Древнее качество христианского мира.

Отец Павел Груздев. 19 ноября 1995 год. Воскресенский собор. Последний День Ангела архимандрита Павла. Фото из книги.
Отец Павел Груздев. 19 ноября 1995 год. Воскресенский собор. Последний День Ангела архимандрита Павла. Фото из книги.

-Я никого не зову и никого не гоню! - улыбался прозорливый старец.

Он был внутренне свободным. Это только от Духа Святого можно получить такую полноту свободы. И люди искали общения с ним. Он брал чужое и нес как свое.

Он никому ничего не навязывал, никого "не ломал через коленку", но подшутить мог. Вот сегодня я расскажу вам веселую историю.

УХ, БОРЗЫЕ ЖУРНАЛЮГИ

Приехали как-то в Борок (Ярославская область) столичные журналисты. Прослышали о прозорливом батюшке, чья слава гремит далеко за пределами Ярославской области.

"Едут к нему страждущие со всех концов Земли. Помогает он!" - слушали "шустрые перья", а были они людьми совершенно неверующими.

И решили , любопытства, гонорара и славы ради прийти к нему, да и материальчик сделать горячий. Такое наш народ читать любит. Уговаривать местного одного, давай:

-Юр, а Юр, - завели песню, - а своди нас к этому вашему отцу Павлу... - воркуют.

-Ишь че выдумали, - бубнит Юрец, - ни в жизнь не поведу.

Художник Шилов. "Картина "В день рождения Ариши", 1981.". Держите для вдохновения. Мой Юра такой.
Художник Шилов. "Картина "В день рождения Ариши", 1981.". Держите для вдохновения. Мой Юра такой.

И так, и сяк, а никак.

Не ведет их Юра к батюшке. Так они сами пошли.

А старец сидит у окошка и видит, бойко маршируют ребята в джинсах, с камерами наперевес. Смотрит на них внимательно: никакое духовное им не интересно. Им очерки подавай о провинциальной жизни. Ну, и келейницу свою Марью в ним выпустил)))

Марья за словом в карман не лезла.

-Чеггооо?? Какой еще Юра?! Никого не знаю! Катитесь отсюда.

Ну, и "развернула" их.

А вот потом другой журналист приехал на празднование чудотворной Толгской иконы Божией Матери.

Добрался до старинного русского монастыря - Свято-Введенского Толгского.

Да, его прислало туда начальство. Но он увидел старца и расчувствовался, чуть не плачет стоит, оробел даже.

А тот подошел к нему и ...поцеловал его в лоб.

Глаза батюшкины смеются:

ы, милок, креститься -то можешь?

Журналист на всю жизнь запомнил батюшкины руки. Он почувствовал , что это необычный батюшка, необыкновенный, а как он благословляет, с какой любовью. Так разве что дедушка может приголубить внучат ласково и нежно.

Если к знаменитому афонскому старцу Паисию приезжали зеваки , далекие от православия, он оставлял им записочку "Зоопарк закрыт. Обезьяны нет дома".

А сам уходил.

АКАДЕМИЯ ДУРАКОВ

Свою "Пустыньку" - храм Святой Троицы на берегу Рыбинского моря, старец Павел (Груздев) называл "Академией дураков".

А приезжали туда мужи ученые. Академики, чья слава гремела по миру, профессура, врачи, педагоги - они желали насладиться обществом Павла Груздева - старенького батюшки в ветхой рясе, которую он подвязывал иной раз, женским чулком.

Приезжали в элитный научный центр со множеством институтов Академгородок Борок - японские ученые, бельгийские и прочие , прочие. И вот местные ученые везли их в Борок к Павлу Груздеву.

И вот все эти физики-ядерщики, филологи и лингвисты , раскрыв рот, ловили каждое слово умного и начитанного старца. Он шлифовал свои мозги постоянно, много читал, мог поддержать любую беседу.

Батюшка собирал вокруг себя необычных людей. И сам был таким.

Ну, и под занавес цитата:

"Лучше всего дураком быть, да надо уметь им сделаться".

Юродивый Глинской пустыни преподобный Архипп (1896).

А мне уже надо собираться в Храм на исповедь.

Когда отца Павла по состоянию здоровья уволили с должности настоятеля Троицкого храма, новый настоятель ревновал его к народу... не пускал в храм батюшку. И вот на снимке сидит о.Павел на пороге родного Храма, на дверях замок. А утешают священника кошка и собака. фото из этой потрясающей книги.
Когда отца Павла по состоянию здоровья уволили с должности настоятеля Троицкого храма, новый настоятель ревновал его к народу... не пускал в храм батюшку. И вот на снимке сидит о.Павел на пороге родного Храма, на дверях замок. А утешают священника кошка и собака. фото из этой потрясающей книги.

Кстати, об исповеди. Павел Груздев приговаривал так:

"Что я слышал на исповеди, то у меня умерло".

У батюшки был келейник Толя, и вот он вспоминал одну особенность. Часто как бывает:

вот грех, - она и с тобой поговорит, пожалеет, про других расскажет, а потом и другим про тебя начнет говорить. А у отца Павла такого не было и близко.

Он о чем с тобой поговорил, никому никогда передавать даже в качестве примера в разговоре не будет . РОт на замок. И все.

Не народ - слуга священника, - повторял старец слова апостола Павла, - а священник - слуга народа, а сейчас, к сожалению, наоборот.

Никому никогда не отказывал. Денег нет у тебя, бесплатно отслужит. По обязанности.