Автокефалия Украины была «детским» противостоянием, учитывая конфликт, который сейчас существует между Фанаром и Москвой. «Война» поднялась теперь на другой уровень после церковной «инфильтрации» русских в США. Противостояние с церковным и, конечно же, политическим подтекстом. Такой взгляд на ситуацию высказывает Константинопольский Патриархат.
Патриарх Московский Кирилл, находясь в продолжающемся конфликте с Фанаром, теперь ведет борьбу и на его канонической территории - Архиепископии Америки. Этим и вызвана «буря реакций» на решение Архиепископии Америки о назначении архимандрита Александра Беля викарием Славянского Православного Викариата.
Напоминаем, что Синод Константинопольского Патриархата выдвинул Александра Беля на должность епископа Никопольского. Через несколько дней после его повышения другие руководители Ассамблеи канонических православных епископов Америки направили Архиепископу Элпидофору письмо протеста. Письмо, однако, не подписано Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ), к которой до недавнего времени принадлежал Беля. Причина в том, что РПЦЗ покинула Ассамблею, так как полностью отождествляет себя с Московской Патриархией в вопросе о Церкви Украины.
Дискуссия по данному вопросу обязательно продолжится. КП считает, что русские со всеми сообществами, на которые они влияют, пытаются создать проблемы для Архиепископии Америки. Архиепископ Элпидофор, демонстрируя «силу и единство» КП, пригласил двух своих предшественников Димитрия и Спиридона на празднование 100-летия основания Архиепископии Америки. Акт высокого символизма и огромной важности, потому что он знаменует собой единство и курс в будущее и исцеление ран в Архиепископии, а также предотвращение возможных препятствий, которые могут «возникнуть».
Патриарх Варфоломей также прислал своего «номера два», старца митрополита Эммануила Халкидонского, чтобы показать, что Фанар стоит рядом лично с Элпидофором и Архиепископией Америки в этой борьбе. Чтобы не создавалось впечатление, что они уязвимы для враждебных действий и церковных потрясений, вызванных чисто политическими и геостратегическими причинами.