Курбан-байрам (Ид аль-Адһа, араб., в тюркских языках произносится Корбан-байрам) – это праздник благодарственных молитв Аллаху, праздник милосердия, общения с родными. Главное событие праздника – жертвоприношение.
Этот священный праздник проводится через 70 дней после Ураза-байрам. В этом году он пришёлся на 9 июля.
До наступления Корбан-байрам мусульмане выполняют обряды хаджа. Для этого они со всего мира едут в Саудовскую Аравию – в город Мекку. Хадж является одним из обязательных столпов ислама и его обряды символизируют события, произошедшие с Ибраһимом перед закланием животного.
В Коране пророк Ибраһим по велению Аллаха покорно ведёт на заклание любимого сына. В последний момент Аллах велит остановиться и принести в жертву не сына, а барашка.
Ритуал несёт в себе глубокий смысл. Мясо жертвенного животного делится на три равные части для:
1. семьи
2. родных и знакомых
3. неимущих.
Этот акт означает, что мусульманин должен относиться одинаково ко всем людям – и близким, и дальним, и богатым, и бедным. Забота о близких не должна идти в ущерб дальним, и – наоборот.
Праздник Корбан-байрам является актом демонстрации Аллаху безграничной верности, преданности и покорности. Слово «мусульман» произошло от арабского «муслим» и имеет значение «тот, кто покоряется».
Три распространённые религии – иудаизм, христианство и ислам – относятся к авраамическим религиям. Ситуация с Ибрагимом присутствует во всех трёх.
В Торе событие происходит так же, как в Коране.
На древнееврейском языке имя праведника звучит сначала как Аврам, затем – Авраһам (אברהם, Avrāhā́m). Суффикс -hā́- придало имени значение множества: ведь Аврам стал родоначальником многочисленного еврейского народа и от Бога получил поправку в своё имя, поэтому стал Авраһамом.
Авраһам (в Библии – Авраам) был первым человеком, которого назвали евреем.
Согласно Библии, евреи распространились от общего с женой Саррой сына Ицхака (Исаак), а мусульмане – от Исмаила, которого Авраму родила египтянка Хагар (Агарь, в исламе – Хаджар).
В Библии Авраам приводит на заклание Исаака, в Коране приводит сына, не сказано, которого, но мусульмане уверены, что Исмаила.
В иудаизме готовность Авраһама пожертвовать сыном Ицхаком трактуется как проявление бесконечной преданности Богу.
В христианстве поступок Авраама так же трактуется как высший акт верности Богу. В нескольких книгах Нового Завета упоминается о жертвоприношении Авраама.
В Послании к Евреям (11: 17-19), например, апостол Павел считает, что Авраам был уверен в Боге. Ведь Бог обещал сделать его родоначальником многочисленного народа. Он верил, что принесённого в жертву сына Бог непременно воскресит из мёртвыхради реализации своего обещания.
В христианстве ведомый в заклание Исаак расценивается как прообраз Христа, принявшего мученичество на кресте.
Слово «корбан» имеет одинаковое значение и на арабском, и на древнееврейском, так как оба языка входят в семитскую семью и имеют много общего. Арабский относится к аравийской подгруппе, а древнееврейский – к северозападносемитской.
Корбан в обоих языках – это жертва, принесённая в угоду Богу, а также для очищения от грехов. И по Торе, и по Корану животное или птица должны быть без изъянов, и по каждому виду греха есть свои конкретные требования.
Но в современности евреи не приносят в жертву животных, ибо это, согласно их вере, возможно лишь в Иерусалимском Храме. Так как Храм в 70 г.н.э. был сожжён римлянами, иудеи заменили жертвоприношение молитвами.