Найти в Дзене

Муджи®

Вопрос: Как ты переживаешь этот мир?

Муджи: Мира нет. Ты, я, и все остальное, что ты видишь внутри и снаружи, нереально и не существует независимо от тебя. Мир, в котором ты живешь, сотворен в твоем уме. Все это — сон. Для меня это факт. Сначала появляется сознание, дыхание и тело, а затем начинается сон.

- В этом заключается суть твоего учения?

- Нет, это не учение. Это наблюдение, которое подтверждено интуитивным осознанием, созерцанием и милостью. Ученик, учитель и учение — это тоже сон. Как и ты, я тоже воспринимаю этот мир, но я знаю, что это субъективная игра. Она создается, поддерживается и движима обусловленностью. Я чувствую, передвигаюсь и переживаю мир на опыте так же, как и ты, но с одной лишь разницей: я знаю, что это сон. Поэтому ничто не овладевает мной.

- Чей это сон?

- Сознания. Сознание — творец, творение и его развитие. Ты сознание и одновременно его свидетель. Свидетель сознания не имеет ни имени, ни названия. Это — высшая Истина. Это и есть ты. В этом нет усилий, нет обособленности или объединения — в этом безраздельность, единство.

- Но я не осознаю этого. Это не мое непосредственное переживание.

- Это неправда. Это твое самое сокровенное и естественное переживание, но пока ты не осознаешь его. Ты отождествляешься с телом и умом и принимаешь их за самого себя, и страдаешь, пытаясь придать устойчивость тому, что непрестанно изменяется. Поэтому я вновь и вновь напоминаю тебе — до тех пор, пока у тебя не будет необходимости в напоминании.

То, за что ухватывается твое внимание, становится твоим переживанием. Ты осознаешь этот опыт. Однако что-то знает и о переживании, и об ощущении того, кто переживает.

Обнаружь это, и ты узнаешь, кто ты.

- Мне кажется, что по большей части я все еще смотрю кино.

- Что-то наблюдает за просмотром этого кино. Уясни это. Когда ты слушаешь ум, то может появиться ощущение, что существует некий “способ” быть.

Нет никакого “способа” быть. Есть ты. Этого достаточно, точка. Но ты должен обнаружить, что такое это “ты есть” (в приложении к тебе — что такое это “Я есть”). Для этого необходим глубокий взгляд внутрь себя. Это откроет, что мысли возникают и плывут, как волны на поверхности океана, и наблюдаются, как мимолетное движение. Океан подобен жизни, а волна — мысли. Волны нельзя отделить от океана, океан и волны едины, потому что и то, и другое — вода. Это ум видит волну и океан. Существование просто видит.

То, что ты делаешь, как поступаешь, твои симпатии и антипатии — это проявления твоей формы, и поэтому оно естественно. Все это не влияет на твою реальную природу. Тебе нравится балет, кому-то другому — хип-хоп; это твое дело, наслаждайся. Даже вопрошание спонтанно возникает из этого проявленного мира. Оно танцует само по себе. Не ты делаешь это! Кто заставляет волны двигаться?

- Это как-то ощущается. Но я вижу, что все еще остаются суждения, которые проявляются в мышлении. Эти суждения — откуда они возникают? Эта личность каким-то образом поддерживается, понимаешь?

- Что ее поддерживает?

- Вера.

- Вера, хорошо. Чья вера?

- Ничья, просто вера в уме.

- Остановись прямо здесь, иначе глубина того, что ты только что произнес, легко превратится в философию.

[Тишина]

Будь един с этим осознанием. Не делай из него всего лишь комментарий: “Ничья вера”. Вера тоже воспринимается. Если ты остановишься здесь, то всю грязь из твоего ума смоет волна пустоты.

Никто не может сказать, что такое эта пустота. И все же, когда она осознается умом и Сердцем, она — основа всего того, что, как кажется, существует. Знай это в глубине своего Сердца, и это знание станет неотделимым от тебя.

Это важный момент. Даже если ты потратишь еще тысячу лет на духовную подготовку, тебе, в конце концов, придется вернуться к той точке, в которой ты находишься прямо здесь и сейчас. Зачем тратить тысячу лет впустую? Тот, кто хочет убежать, — аферист и вор, и если оставить его без исследования и не выявить его, он будет удерживать тебя в круговерти существования — в колесе самсары. Зная это, захочешь ли ты быть добровольно обманутым и лишить себя вечной свободы?

- Ум терзается сомнениями, и я прикладываю огромные усилия к тому, чтобы ясно увидеть то, о чем ты говоришь.

- Что именно ты хочешь увидеть? Это же просто само видение. “То, что ты ищешь, находится там, откуда ты ищешь”, — так это или нет?

[Тишина]

Если ум держится за идею о том, что есть некое окончательное “Это”, которое необходимо достичь, занимаясь какой-нибудь практикой, то он представляет истинное Я как некое неуловимое явление или образ, который всегда недоступен и полностью недосягаем. Так путь к абсолютной Истине превращается в грандиозную эпопею или сложнейшее путешествие.

По мере углубления духовного поиска мы переживаем мгновения ясности и настоящего покоя. Нас воодушевляют эпизодические проблески чистого бытия. Затем перед нами встает вопрос: идут ли эти переживания непосредственно от истинного Я или же все это иллюзорные проекции ума? Мысль о том, что мы уже, возможно, есть истинное Я, почти никогда не рассматривается.

- Это становится предельно ясно. Я очень долго что-то искал. А потом осознал, что мог бы вообще никогда ничего не увидеть, потому что наблюдение — это все, что есть. И что бы я ни увидел, это было бы всего лишь явлением.

- Остановись на этом. Разжевывать здесь больше нечего. Благодаря этому ты сюда и пришел. Я всегда сначала спрашиваю, в чем твои проблемы. Представь, что ты десять лет провел в тюрьме, потом тебя освободили, а ты начал причитать: “Почему я так долго был в тюрьме?” — это бы свидетельствовало о том, что ты до сих пор сидишь в тюрьме!

Эти мысли приходят к тебе вновь и вновь, потому что ты обслуживаешь их по высшему разряду, на все пять звезд! [Смех] Я называю их “мысли-воры”.

Пападжи говорит: “Пусть они будут как воры в пустом доме”. Самое драгоценное, что у тебя сейчас есть — это твое внимание. Питание и физические упражнения способствуют росту тела. Убеждения, намерения и заинтересованность укрепляют ум. Но “я” также растет из-за отождествления с телом и интереса к нему. Если “Я” не заражено отождествлением с работой тела и ума, оно сохраняет нейтральное восприятие. Точно также, когда ты едешь за рулем по какой-то открытой местности, через твое восприятие проходит все многообразие впечатлений, но твое внимание ни на чем не останавливается. Это некоторое подобие нейтральности.

- У меня сохранилась привычка обращать больше внимания на одни вещи, чем на другие. Я вижу, что это происходит из-за того, что внимание обычно привязывается к тем вещам, которым я придаю значимость и важность.

- Когда ты действительно достигнешь ясного видения и осознаешь, что не существует никакой фактической личности, придающей значимость вещам, кроме некоего представления, вполне естественно возникающего в сознании, — тогда змей лишится своего яда. Тебе не придется убивать его, он умрет сам, если в этом будет необходимость. Жизнь выражается в спонтанном танце, который берет свое начало в тотальности. Ей не нужен рассказчик, она просто есть. Когда ум сонастроен со светом сердца, наше тело действует спонтанно и руководствуется тем, что необходимо в данный момент.

Ощущение двойственности не исчезает, но я повторю: ты не заложник этого ощущения. Напротив, оно видится как игривый танец Всевышнего, принимается и приносит наслаждение.

Это состояние непостижимо. Никто не может установить для него правила или поставить его на какую-то колею. У существования нет никаких карт. Оно — единственный источник для всего проявленного. Мы есть Это.

(Муджи. «За пределами Сознания»)