Гениальный жанровый художник Фирс Журавлев малоизучен и почти незнаком современному зрителю.
Хотя несколько его бытовых шедевров уже узнаваемы даже теми, кто далек от искусства. Особенность его творчества состояла в красочном описании жизни мещан и купцов 19 века. Ирония над деревенским аристократами, необразованными богачами, и духовенством, конечно, проскальзывает во всех его сюжетах.
А еще, картины Журавлева наделены потрясающей динамикой, они полны действий, будто художник сам только что увидел и нажал на паузу, остановил сцену, богатую на детали четко разыгранную словно в театре, по ролям.
Так герои его картин часто стремительно выбегают из комнат, заламывают от горя руки, падают на колени (как несчастная невеста в произведении «Перед венцом») и так далее. Одной из самых колоритных работ можно считать «Купеческие поминки» с целой толпой отменных героев.
Одно из трактовок картины таково: скончался купец и судя по обстановке его дома – прилично богатый. Его портрет (а человеком он был уже возрастным) мы видим в рамке на стене, как и портрет его чуть более молодой жены-купчихи. С определенной долей сходства в комнате мы легко отыскиваем эту женщину – склоняющуюся над столом в черных траурных одеждах.
Поминальный стол богат, вереница прислуги вносит и вносит в комнаты подносы с едой и, конечно, как принято в русском народном трауре, все поминают усопшего алкоголем.
В красивой зале купеческого дома, между тем, собралась разношёрстная компания: и обеспеченные друзья, и подопечные, и всякий сброд, который нельзя не пустить (такова традиция), но который явился лишь для того, чтобы напиться на халяву.
Под столом брошены пустые бутылки, на заднем плане уже начался пьяный балаган: вместо поминания начинается не весть что и это переходное состояние так точно подмечено художником и так соответствует реалиям, не зависимо от исторического контекста!