Сегодня весь мусульманский мир празднует один из самых любимых праздников – Курбан байрам. Он является кульминацией хаджа - одного из столпов религии ислам.
Все равны у Каабы
Хадж имеет огромное значение в духовной жизни мусульман. Совершить паломничество хотя бы один раз в жизни предписано каждому мусульманину и мусульманке.
Помимо поклонения Творцу у паломничества много социальных значений. В Мекке собираются последователи ислама всех национальностей и рас. Хадж уравнивает богатых и бедных, королей и простых работяг. Паломники в белых одеяниях у Каабы забывают о гордыне и высокомерии, расовых, национальных и социальных предрассудках и раздорах.
Как сказал Пророк Мухаммад (мир ему): «Тот, кто совершил хадж, не сквернословя и не допустив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был в день, когда родила его мать». То есть, с прощенными Всевышним грехами.
С любовь ко Всевышнему
Паломничество в Мекку, в жизни мусульман Кавказа играло и играет большую роль. Следуя предписаниям Всевышнего Аллаха, с любовью в сердцах наши предки совершали паломничество в далекую, неизведанную Мекку. Хадж помогал им подняться на ещё более высокую ступень знаний, образования, поклонения и творчества.
Дорога из горных аулов к Дому Всевышнего - Каабу и обратно занимала несколько лет. Такое масштабное путешествие имело колоссальный эффект в деле распространения исламских знаний, грамоты, науки на Кавказе. Горцы ощущали себя частью большой исламской уммы, знакомились с общественной жизнью, экономикой, культурой, традициями огромного количества стран и городов.
Паломники знакомились с новыми странами, изучали иностранные языки, встречались с выдающимися учёными и политическими деятелями, участвовали в научных диспутах выдающихся философов и религиозных деятелей.
По возвращению в горные аулы хаджи получали большой авторитет не только среди односельчан, но слава о них распространялась на весь регион. Они сами духовно обновлялись при этом путешествии, а их непосредственное пребывание у мусульманских святынь вызывало среди народа чувство особого к ним почтения.
Первые среди горцев
Имена первых мусульманских миссионеров Балкарии и Карачая малоизвестны. Более полные сведения о паломничестве горцев в 19-начале 20 веков. По сведениям историков, к примеру, в 1912 году 17 представителей Карачая и Балкарии совершили паломничество к священной Каабе.
Народная память хранит имена выдающихся деятелей религиозной культуры и просвещения ХIХ века Сулемена Чабдарова, Локмана Асанова, Али Энеева и других.
Пожалуй, одним из самых уважаемых и почитаемым религиозных деятелей Кавказа был шейх Сюлемен Чабдаров. Первое паломничество в Мекку он совершил в довольно молодом возрасте – в 30 лет. В тот год он поступил учиться в Каирский университет Аль Асхар. Самое древнее и знаменитое исламское учебное заведение, известное своими научными корнями.
Там же он совершил хадж во второй раз. Как пишут историки, Сюлемен хаджи учился в Сорбонне, получил медицинское образование. Как известно, там обучение наряду с французским велось на арабском языке. У потомков Чабдарова по сей день хранятся медицинские инструменты, приобретенные им в период учебы во Франции.
В 90-e годы XIX века на съездах мусульман Балкарии и Кабарды Сюлемен хаджи неоднократно избирался кадием Нальчикского горского суда.
В тукуме Асановых к началу 20 века было пять хаджи: братья Локман и Салимгерий, а так же Курман, Омар и Таучу. По, пожалуй, самым известным среди них является трижды хаджи Локман Асанов. Выходец из высокогорного селения Мухол, основатель первой мечети в ауле, автор первой религиозной книги на балкарском языке.
Для наших предков вера во Всевышнего Аллаха, следование его заветам было святым делом. В конце статьи хочу пожелать всем ныне живущим такого же крепкого имана. Пусть Всевышний Аллах примет молитвы, произнесенные во всем мечетях мира.
С праздником Курбан-байрам!
#Курбан-байрам #ислам #кавказ #хаджи #чабдаров #асанов