Свято-Успенский девичий монастырь Старой Ладоги с его знаменитым Успенским собором XII века относится к древнейшим обителям, основанным на северо-западе Руси в эпоху распространения христианства. Точное время создания Свято-Успенского монастыря неизвестно. Обитель могла быть основана в период - с середины XI века до первой половины XII века. Вполне вероятным основателем монастыря мог быть старший сын Владимира Мономаха - Мстислав Великий. В 1114 году по его указу была заложена новая каменная Ладожская крепость. Основательницей Успенского монастыря могла быть и жена Мстислава Великого - дочь короля Швеции Инге Старшего - Христина. Она могла организовала монастырь, чтобы освятить строительство крепости. Есть гипотеза, что Христина похоронена в Успенском монастыре.
Более смелая версия относит возникновение монастыря к одиннадцатому веку, и приписывает основание обители дочери первого христианского шведского короля Улофа - принцессе Ингигерд, которая, став супругой князя Ярослава Мудрого, получила земли Ладоги в приданое. Принцесса Ингигерд, перейдя в восточный (православный) обряд под именем Ирина, стала княгиней Ириной и основала в Киеве женский Ирининский монастырь. В присутствии княжеской пары - Ирины и Ярослава - в 1045 году в Новгороде был заложен Софийский собор. По одной из версий, овдовев, княгиня Ирина в Новгороде постриглась в монахини под именем Анна. В историю Церкви она вошла под именем Анны Новгородской.
Но достоверных сведений об основании Свято-Успенского монастыря Старой Ладоги Анной Новгородской - нет.
О создании обители можно судить только по косвенным свидетельствам, и по времени возведения Успенского собора - главной достопримечательности монастыря.
Собор возводился как храм-усыпальница для лиц княжеского рода Рюриковичей. Каменный Успенский храм мог быть построен и самим Мстиславом Великим, и сыновьями Мстислава и Христины - Изяславом или Ростиславом. Недавно в ходе реставрационных работ под сводами Успенского храма был обнаружен прорезанный по раствору геральдический знак Рюриковичей, принадлежавший князю Ростиславу Мстиславичу, который княжил в Новгороде в 1154 и в 1157 годах.
Собор Успения Пресвятой Богородицы - один из немногих дошедших до нашего времени памятников русского храмового зодчества домонгольской эпохи. Простые архитектурные формы Успенского собора роднят его с Георгиевским храмом Староладожской крепости. Но Успенский собор значительно больше и просторнее Георгиевского храма. Высота Успенского собора - почти 20 метров, длина - 18 метров, ширина - 14 метров.
Изначально Успенский собор был четырёхстопным, трёхнефным, одноглавым, увенчанным куполом со шлемовидной главой. В XVIII-XIX веках собор несколько раз ремонтировался и перестраивался. С трёх сторон к нему были пристроены приделы. В конце XVIII века к собору была пристроена двухъярусная каменная колокольня, в 1829 году она была надстроена третьим ярусом. Высота колокольни достигала 32 метров. В монастырском архиве сохранилась фотография с полуразрушенной колокольней.
В 1956 - 1958 годах собор был освобождён от более поздних пристроек и приделов, была разобрана колокольня, и храму был возвращён первозданный облик. Его купол был увенчан крестом с полумесяцем (цатой), по образцу Дмитриевского собора во Владимире.
В начале XXI века собор был отреставрирован и передан Русской Православной Церкви.
Фрески храма были практически утрачены в ходе многократных ремонтно-штукатурных работ.
Не сохранилось никаких зарисовок и фотографий стеновой живописи Успенского собора. Реставраторам приходилось судить о первоначальной храмовой росписи только по уцелевшим остаткам фресок на стенах и по фрагментам из раскопок. При архитектурно-археологических исследованиях храма в строительных отвалах было собрано около 30 квадратных метров сбитых некогда со стен собора фресок в виде обломков.
Во время последней реставрации было открыто и расчищено лишь около 50 квадратных метров древних фресок.
От первоначальной живописи сохранилась очень небольшая часть фрагментов фресок в откосах окон, медальон с изображением святого Кирика, фрагменты фигур святителей в алтаре и поясное изображение святого Бориса на восточной грани юго-западного столба.. Ещё в Русском музее хранится небольшой фрагмент сюжетной сцены, украшавший ранее помещение северного придела.
Самые ранние сведения об Успенском соборе датируются началом XVII века. Из исторических документов известно, что в 1611 - 1617 годах монастырь был разорён шведами, однако Успенский собор в то время выстоял. Ему даже, скорее всего, не потребовалось, большого ремонта, так как храм был заново освящён уже в 1617 году - сразу после освобождения Ладоги от шведов.
В период Смутного времени, вероятно, исчезли и все ранние письменные документы обители. Известная поэтесса Елизавета Шахова, волею судеб оказавшаяся в Успенском монастыре в конце XIX века, посвятила несколько стихотворений историческому прошлому обители. В одном из стихотворений есть строки, посвящённые многострадальной Ладоге, пережившей годы Смутного времени:
"Обитель вынесла рушения и беды,
Иноплеменников нашествия погром:
Предания гласят, как нападали Шведы,
Как билась Ладога отчаянно с врагом."
После заключения Столбовского мира в 1617 году старица Акулина собрала оставшихся сестёр и восстановила монастырь. Елизавета Шахова описала и возрождение монастыря после Смутного времени:
"Встарь были крепкие подвижницы святые,
Руководившие, по верному пути,
Послушных инокинь, и души их простые
Заботливо могли наставить и спасти.
Венчала подвиг их блаженная кончина,
Святая память их не тускла без следа!
Так вечной памяти достойна Акулина,
Вновь сестр своих собравшая сюда,
Чуть битва грозная, на месте, отгремела,
Неустрашимая строительница — мать,
Став крепкою главой у немощного тела,
Явилась монастырь с обломков поднимать!
Царевой милостью, боярской благостыней,
Обитель женская была воссоздана,
Из пепла фениксом, — с заветною святыней,
Возникла, и ведет с веками счет она!"
Среди послушниц монастыря было немало знаменитостей. Из них самая известная - первая супруга Петра Первого - царица Евдокия Фёдоровна Лопухина. Она была переправлена из Покровского монастыря Суздаля в Староладожский Свято-Успенский монастырь "за измену" в 1718 году. Для охраны ссыльной царицы в Свято-Успенском монастыре был размещён военный караул. От внешнего мира святую обитель, ставшую тюрьмой для опальной царицы, ограждал двойной тесовый палисад, в монастырь запрещался вход прихожанам, временно было приостановлено пострижение новых послушниц.
Евдокия Фёдоровна Лопухина, в иночестве Елена, прожила в Свято-Успенском монастыре до смерти Петра Великого в 1725 году. В Старой Ладоге за годы своего заточения Лопухина высадила липовую аллею. При императрице Екатерине I - второй супруге Петра I, Евдокия Лопухина была из Старой Ладоги переведена в Шлиссельбург. Там её в 1725 - 1727 годах содержали в заключении как государственную преступницу под именем "известной особы". С воцарением Петра II - внука Евдокии, "известную особу" помиловали и перевели в Москву в Новодевичий монастырь.
На месте бывшей кельи Евдокии Фёдоровны Лопухиной в Свято-Успенском монастыре в конце XIX - начале XX века был возведён одноэтажный деревянный келейный корпус.
Ещё одной невольной узницей Свято-Успенского монастыря была супруга Абрама Ганнибала - Евдокия Андреевна Диопер, обвинённая в супружеской неверности. Она была сослана в монастырь в 1754 году, где в том же году и скончалась.
В XVIII - XIX веках в Свято-Успенский девичий монастырь отсылали под особый надзор - на епитимию - узниц, обвинённых в прелюбодеяниях или в раскольнической ереси. Простые арестантки содержались отдельно, но, как и послушницы монастыря, они жили в крохотных деревянных кельях. Монастырь не был "общежительным" - каждая новая послушница по возможности строила сама себе персональную келью. Такая практика прекратилась лишь в начале XIX века, когда для сестёр были построены общие келейные корпуса, и для невольниц был возведён отдельный корпус.
Вплоть до начала XIX века все постройки Успенского монастыря, за исключением древнего Успенского собора, были деревянными. Каменное строительство в монастыре было начато в 1820-х годах, когда настоятельницей монастыря была игуменья Евпраксия. При ней были возведены западные Святые ворота, каменная монастырская ограда и двухэтажный келейный корпус.
В 1860 - 1862 годах в Успенском монастыре была сооружена Крестовоздвиженская церковь с больничным корпусом и 20 кельями для престарелых монахинь.
Церковное здание было возведено по проекту одного из крупнейших мастеров "русского стиля" - Алексея Максимовича Горностаева. Непосредственно руководил строительством Карл Иванович Брандт, доработавший нестандартный проект. Особенность проекта состояла в том, что в интерьерах церки, встроенной в объём больничного корпуса, нужно было устроить внутренние окна в стенах, смежных с больничными палатами, чтобы больные сёстры могли участвовать в богослужениях, не покидая палат.
Строительные работы были проведены за два года благодаря щедрой помощи жертвователей, среди которых были такие важные особы, как императрица Мария Александровна (супруга императора Александра II и мать императора Александра III), граф Дмитрий Николаевич Шереметев (сын графа Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Ивановны Ковалёвой, по сцене Жемчуговой, бывшей крепостной актрисы театра усадьбы Кусково) и графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (единственная дочь и наследница Алексея Орлова - сподвижника императрицы Екатерины II).
Среди меценатов были и местные помещики из рода Томиловых, основателем которого был Алексей Романович Томилов - герой войны 1812 года, известный меценат, просветитель и знаток искусства. Алексей Романович Томилов собрал в своей усадьбе Успенское одну из лучших коллекций графики, жемчужиной которой были рисунки и офорты Рембрандта. В усадьбе Томиловых часто бывали гости с такими знаменитыми фамилиями, как: Кипренский, Кваренги, Боровиковский, Айвазовский, Венецианов, Заболоцкий, Тон; и другие именитые мастера. Последним владельцем усадьбы Успенское был муж внучки Алексея Романовича - меценат и коллекционер Евгений Григорьевич Шварц. После революции усадьба Успенское была конфискована, а коллекция Томиловых была передана в Русский музей. От усадьбы сохранилось одно кирпичное строение - флигель, возведённый в 1816 - 1817 годах. Его называют "домом Шварца" - по фамилии последнего владельца усадьбы. В "доме Шварца" сейчас располагается администрация Староладожского музея-заповедника.
Судьба монастыря после революции складывалась непросто. В 1918 году на территории монастыря была открыта детская колония - одна из первых в Советской республике. Здесь жили и учились дети, родители которых погибли на фронтах революции и гражданской войны.
Первые годы детская колония существовала в фактически действующем монастыре. Многочисленные комиссии не раз приезжали в монастырь с резолюциями и требованиями закрыть храмы и выселить монашек, но визитёров обычно выпроваживали прихожане, самоотверженно защищавшие обитель. Только в 1925 году волевым решением очередной комиссии было предписано: "церковь Успения, представляющую историческую редкость, оставить в неприкосновенности в ведение Главнауки; монашек в количестве до 90 человек расселить в других помещениях, а занимавшиеся ими помещения приспособить для развертывания находящейся в стенах монастыря Детской Колонии".
В то время в храмах монастыря ещё оставались иконы и церковные святыни. Но в 1927 году всё представляющее особую ценность церковное имущество (серебряные, золотые вещи и драгоценные камни) было национализировано - передано в Народный Банк. Ценные иконы были изъяты и распределены по музеям.
Вся церковная утварь, представляющая из себя металл, была переплавлена, как и большинство колоколов. Один монастырский колокол был отдан в Пожарную дружину соседней деревни, другой колокол был оставлен на территории детской колонии как пожарный.
Детскую колонию со временем переименовали в детский дом, который потом преобразовали в школу-интернат, находившийся в монастыре до 2004 года.
Новое возрождение обители началось в 2004 году с передачи монастырских зданий Санкт-Петербургской епархии Московского патриархата. А в 2005 году монастырь был официально открыт по указу митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, изданному на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви.
У монастыря есть свой сайт, на котором можно узнать о времени и правилах посещения. Для паломников обитель открыта ежедневно. Экскурсанты могут посетить монастырь самостоятельно, предварительно записавшись на экскурсию, или в составе организованной экскурсионной группы. Экскурсии по территории монастыря проводят только монахини и представители монастыря. Экскурсоводом нашей группы была очень эрудированная монахиня, служащая в монастырской библиотеке.
Кроме Свято-Успенского девичьего монастыря в Старой Ладоге мы ещё успели посетить Никольский мужской монастырь, о котором я расскажу в своей следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.