«Замечательная эта река Чусовая... Как все настоящие красавицы, она хороша неувядающей красотой, которая в каждое время года имеет своеобразную прелесть».
Эти поэтичные строки нам оставил уральский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк о живописном уголке Урала. Но не только великолепные пейзажи может нам предъявить Чусовая, её берега хранят еще множество свидетельств, раскрывающих богатую историю нашего края. Мы расскажем о самой древней.
Река Чусовая – единственная река, пересекающая Уральские горы с востока на запад, начинаясь в Азии и переходя в Европу. «Сквозь те Уральские горы … Чусовая прошла сквозь и поперек их из Сибири в Русь и впала в Каму» - написал известный государственный деятель Вильгельм де Геннин в 1728 г. Она берет свое начало из озера Сурны Челябинской обл., и через 592 км впадает в р. Каму, протекает по территории Челябинской, Свердловской областей и Пермского края.
Украшением реки являются берега с тенистыми лесами по обе стороны и многочисленные скалы, возвышающиеся над речным потоком, у каждой из которых есть свое название. Во многих скалах имеются гроты и пещеры. Это делает ее популярным туристическим объектом Урала, ежегодно она привлекает множество туристов для участия в походах и сплавах по реке и её притокам. Но Чусовая и ее окрестности интересует не только любителей активного отдыха, она не оставляет равнодушными и художников, и ученых. «Грядущий турист отдохнет в этих горах и лесах, художник найдет обильный материал для своих альбомов, ученый без сомнения встретит много интересного по части геологии, ботаники и этнографии...» - так обращается Д. Н. Мамин-Сибиряк к будущим туристам.
Окрестности реки Чусовой – берега, пещеры, гроты хранят в себе множество ценных сведений прошлого, для его изучения сюда и по сей день стекаются ученые-археологи. На ее берегах обнаружено и исследовано множество археологических памятников: поселений, стоянок, могильников, городищ и святилищ. По данным археолога Ю.Б. Серикова на участке Чусовой от камня Дождевого до камня Гребешок зафиксировано 44 пещеры. В ходе исследования более 25 пещер получен материал разных археологических эпох от палеолита до средневековья с богатым количеством находок: керамических комплексов, каменных и костяных изделий, в том числе наконечников стрел, предметов культа (подвески, пронизки и пр.). Характер находок указывает на использование пещер в культовых целях. Археолог Ю.Б. Сериков, многократно исследующий пещеры реки Чусовой, сделал заключение, что, начиная с эпохи мезолита, пещеры использовались как святилища. Древние люди, совершая опасный переход по реке Чусовой с одного склона Уральского хребта на другой, оставляли в пещерах жертвенные дары, дабы задобрить духов нижнего мира, и получить удачу в пути. Река Чусовая была своеобразной транспортной магистралью для наших далеких предков, благодаря своему уникальному географическому положению.
Центральным святилищем р. Чусовой является Камень Дыроватый (17 км ниже по течению от с. Усть-Утка, левый берег), в силу своего положения на середине пути, являлся местом обязательной остановки древнего человека, где требовалось почтить местных духов дарами. Там, на отвесном монолите, на высоте 20 м расположена пещера Скалолазов, первые археологические раскопки которой прошли в 1932 г.
За более чем 70 лет исследований пещеры коллекция находок превысила 25,5 тыс. единиц хранения, из них самое большее количество занимают наконечники стрел разных типов и временных эпох, изготовленные из железа, меди, бронзы, камня и кости (21,7 тыс. экз.).
На протяжении 10 тыс. лет стрельба из лука вглубь пещеры являлась культовым обрядом, что привело к обнаружению одной из самых больших коллекций наконечников стрел в мире. Уникальное расположение и большое количество находок, в том числе культового характера свидетельствует о высоком статусе святилища.
Одним из самых необычных археологических памятников Урала занимает грот на камне Дождевом (11 км ниже по течению от с. Усть-Утка, правый берег). Этот совершенно неприметный грот в скале скрывает два неолитических погребения с богатейшим инвентарем (ок. 6500 лет назад). Автор раскопок профессор Ю.Б. Сериков акцентирует внимание, что это погребение шамана со своей помощницей, отмечая необычные детали погребального инвентаря и обряда.
Костюм погребенных был богато расшит зубами животных. Одежду женщины украшали 73 просверленных клыка выдры, 2 просверленных зуба северного оленя, зуб медведя и 2 резца лося. Погребальный инвентарь мужчины поразил уральских археологов своим разнообразием и оригинальностью, ученые пришли к выводу, что убитый не был простым охотником. Помимо зубов животных (клыка лисицы, резцов бобра) костюм шамана был украшен фигурками уточек, выполненных из таранных костей бобра, обнаруженных впервые, и костяных каплевидных подвесок. На груди красовался каменный шлифованный нож, на поясе костяной гарпун, на коленях по фрагменту керамики.
Дополняли костюм мужчины сумка с отщепами и заготовками орудий, колчан с костяными наконечниками стрел. Все находки шаманского погребения хранятся в фондах Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
В отличие от вышеописанного потаенного и труднодоступного грота, пещера Туристов (в 17 км ниже по течению реки от с. Усть-Утка, левый берег) хорошо видна с воды и противоположного берега. Она расположена в первой скале Камня Дыроватого и название получила из-за регулярного посещения туристами. Памятник многослойный, но основная масса находок относится к раннему железному веку и средневековью. От других пещерных святилищ данный комплекс отличается большим количеством музыкальных инструментов и украшений. К музыкальным инструментам относятся свистки из бедренных костей куницы и фрагменты язычковых музыкальных инструментов типа варганов. Украшения представляют подвески и бусы, выполненные, как из природных материалов – зубов и костей животных, позвонков рыб, так и из камня, стекла и цветных металлов.
Уникальной находкой для Среднего Зауралья является медальоновидная золотая подвеска в виде личины. Ее особенностью является выгравированное по золоту слева от лица изображение хищного животного. Интересно, что аналогичные медальоны V–VII вв. н.э. найдены в Уфе и на территории Башкортостана.
Еще одним необычным захоронением может похвастаться Кумышанская пещера (устье р. Кумыш, левей берег р. Чусовой). Погребение (его возраст ок. 5500 лет) сохранилось не полностью из-за разрушения водотоком, но удалось установить, что это массовое захоронение, причем довольно загадочное. Здесь покоились останки трех взрослых (возможно женщин), двух новорожденных и двух нерожденных детей (7-9 месяцев), а также годовалого младенца. Причем кости новорожденных детей находились в центре могилы в каменном ящике, а кости младенца находились за изголовьем погребенных и представлены только расколотым черепом, который был наполнен охрой, как своеобразная чаша. Возможно, захоронение сопровождалось человеческим жертвоприношением. Но эта загадка р. Чусовой еще не разгадана.
В разные археологические эпохи эпизодически функционировали и другие пещерные святилища, для проведения кратковременных культовых действий: пещера в Камне Денежном, пещера в Камне Котел, пещера в камне Дыроватые Ребра (Усть-Койвинская), находки из которых также пополняют фонды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Татьяна Золотарева, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
#Чусовая #урал #археология #раскопки