Люди из постсоветских стран по-разному воспринимают советское прошлое. Момент распада СССР республики считали освобождением?
Смотрите, если мы говорим о населении — мы не найдём ни одной республики, где были бы массовые демонстрации за сохранение в Советском Союзе. Кстати, включая Российскую Федерацию. За сохранение союза ни в той же Киргизии, ни в том же Узбекистане, ни в той же Армении, ни в той же Грузии, в Молдове, в Украине этого не было, то есть населению было пофиг. Поэтому что они сейчас говорят — это взгляд, обращенный на туда и придуманный сегодня. Это нормальный исторический процесс.
Почему русские ностальгируют по СССР?
Во-первых, у власти всюду, не только в политике, но и во главе медиа стоят люди которые, как мы, я из Советского Союза. Раньше мы были моложе, девушки чаще оборачивались, трава зеленее, вода мокрее. Это воспоминание безбашенной юности, это нормально.
Дальше, поскольку сегодняшнее время тяжелое — его надо заместить в сознании путем пропаганды, образом того, какими мы были хорошими, как сейчас тяжело, но мы станем еще такими же хорошими. Это абсолютно четко «Старые песни о главном». Великое изобретение! Не знаю, кто изобрел, говорят Константин Эрнст. Это просто из тяжелого времени бегство назад, в великую империю: нас тогда любили, нас тогда боялись, боялись и уважали. На самом деле уважали, термин такой как-то принят. И мы хотим, чтобы нас уважали. Мы хотим, чтобы нас любили. Мы хотим чтобы, нас боялись. Это же нормально для страны, которая живет в постимперском синдроме.
Роль Америки в распаде СССР
Им, в общем, было глубоко плевать. Понятно было, что экономически Советский Союз не представлял никакой конкуренции, но являлся геополитическим противником и хранителем ядерного оружия. Переговоры с Горбачёвым, которые вел Рейган, позволили сократить ядерное вооружение на 85%, понижен уровень столкновения.
И второе, я уже говорил, их задача была — чтобы все вооружение было в центре, а не в Белоруссии, Украине, Казахстане, ещё где-то. Поэтому до последнего, до сентября 91-го мы видим, как американская администрация бьется в поддержку Горбачёва. Но начиная с сентября 91-го, это видно и воспоминаниях Буша, виден неизбежный распад. Будет ли он кровавым или мирным — отдельный вопрос. Но что делать с ядерным оружием? Это единственный вопрос, который их тогда волновал. И они тогда сделали ставку на Ельцина.
Ещё больше интересных собеседников — на канале Varlamov Talks