Этот фильм мне порекомендовал посмотреть отец. Лет двадцать назад))) Но вы же знаете этих детей – ленивые, упрямые))) Так что посмотрел я фильм только сегодня.
Редко нынче в самом начале фильма встретишь надпись, которая говорит о чём-нибудь хорошем. В основном, пишут предупреждающе-тревожно: «Фильм создан по заказу Правительства Москвы», или, ещё хуже – «Снято при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации». Это точно означает: «Не влезай – убьёт». Но неподготовленные морально зрители всё-таки влезают, и после просмотра таких фильмов чувствуют себя убитыми.
«Оптимистическая трагедия» же начинается вот такой надписью:
А после… два матроса смотрят тебе прямо в душу и один второго спрашивает, не сводя с тебя глаз: «Это кто?» И тот отвечает: «Это? Наши потомки!» Не знаю, кого как, меня сразу пробила эта сцена. Неожиданный ход, но, на мой взгляд, совершенно оправданный.
Ну и начинается рассказ о том, как на военный корабль прибывает революционный комиссар – девушка, чьего имени мы за весь фильм так и не узнаем.
Возможно, вы ждёте лубочной революционной агитки – «красные» - молодцы, «белые» - сволочи, ура, товарищи, пиф-паф, да здравствует революция? Ничего подобного! Вся команда придерживается анархических взглядов, за исключением одного матроса по фамилии Вайнонен (которого играет Орво Бьёрнинен – финн, рождённый в США, наверное, интересная судьба у человека). Заправляет всеми матёрый моряк по кличке «Вожак», его все боятся и уважают, он – местный авторитет. И в таких непростых условиях хрупкой комиссарше предстоит работать.
Матросня тут же пытается пощупать молодую красотку, но та тут же принимает контрмеры. И комиссар выдаёт фразу, ставшую крылатой: «Ну? Кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?»
И, помимо всего движения в фильме, мы получаем психологическую драму: у каждого своя правда, никто никому не верит. Удастся ли комиссару заслужить доверие моряков?
Революционные матросы ни в коем случае не идеализируются авторами, сцена со старушкой, у которой украли кошелёк, закончилась настолько неожиданно, что я просто не поверил своим глазам: да ладно! Они реально это сделали?!
Да, жестокость и обесценивание человеческой жизни в такой сложной для страны обстановке авторы фильма ничуть не вуалируют. Человек мог быть расстрелян на месте без суда и следствия лишь по чьему-то решению – иногда на это не было времени, а кто-то просто не желал разбираться и сплеча рубил гордиев узел.
В фильме представлены блестящие актёрские работы Вячеслава Тихонова, Всеволода Санаева, Эраста Гарина (его бригада анархистов довольно потешная, целая армия клонированных Попандопуло), Всеволода Сафонова, Бориса Андреева ну и, конечно, Маргариты Володиной.
Фильм вернул меня в атмосферу детства, когда романтика революции витала в воздухе и была почти осязаема))) Когда ты приходил из кинотеатра с сеанса «неуловимых» и расставлял пластмассовых конников, по памяти дублируя сцены из фильма)))
Мнения насчёт революции 1917 года нынче разные и тема эта непопулярная. Но вот что я вам скажу: когда смотришь этот фильм, отчётливо понимаешь, что где-то мы что-то проср… потеряли. Что-то большое и абсолютно бесценное. Посмотрите – поймёте, что я хотел сказать. Прочувствуете. Фильм – отличный.
Главная героиня заявляет: «Родина и революция в опасности – тратить время на половые проблемы преступно!» А современные киноделы-то и не знают! Вот и выходят у них не фильмы о войне, а яблочно-розовый кисель…
Не забывайте нажать "палец вверх" под обзором!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Оптимистическая трагедия» (1963).
#кино #галопом по кино #кино ссср