Воспоминания о курсантской юности
На первом курсе был такой предмет - История войн и военного искусства. В начале занятий преподаватель п-к Малеваный рассказывал о военных конфликтах в Древней Греции и в не менее Древнем Риме. Про Карфаген и Пунические войны. Свои слова он сопровождал показом слайдов. На картинках бравые древние воины лихо управляли боевыми колесницами, рядами выкашивая пехоту противника. Боевые слоны проламывали оборонительные сооружения. На волах и лошадях в телегах и повозках перевозили все необходимое для поддержания античных армий в боеспособном состоянии.
Колесницы по сути выполняли роль нынешних БМП и БТР, слоны - танков, ну а гужевой транспорт - грузовиков. Всё правильно, ведь история развивается по спирали.
Возникает вопрос : кто-то же должен уметь управлять этим зоопарком. Значит, уже тогда должны были быть люди, способные обучить тех древних бойцов этой непростой специальности.
Две тысячи лет спустя вопрос подготовки современных "возниц и наездников" для армии стоит не менее остро. Тем более нынешние "боевые колесницы" будут посложнее тех, древнеримских.
В училище вопросом обучения автоделу занималась целая кафедра 1-го факультета. Название и номер ее сейчас уже не помню, да это и не важно. Для 1 фака она профильная, для всех остальных программа обучения намного короче : Ознакомление с общим устройством и эксплуатацией базовых грузовых автомобилей Урал-375 и ЗиЛ-131. А так же изучение ПДД и практическое вождение. По окончании программы предстояло сдать экзамен и получить водительское удостоверение категории "С".
План занятий рассчитан на оба семестра второго курса. Друзья с 1-го фака заранее меня предупредили, на первом занятии препод спросит, кто уже получил права до училища. Так вот, ты сиди на попе ровно и не говори, что у тебя они есть. Иначе на кафедре нагрузят хозработами, оно тебе надо? К тому же вторые права не помешают. Права с категориями "АВС" я получил за два месяца до поступления в училище. В то время единой базы ГАИ в стране не было, поэтому можно было получить и вторые, и третьи права.
Нашему потоку "повезло" в кавычках. Лекции нам читал и вел практические занятия п-к К. (О нем рассказ "Про полковника с амбициями"). Сказать что он не владеет материалом, значит ничего не сказать. Он нам просто читал "Учебник военного водителя второго класса". Запомнился его перл на одной из лекций. Он водит указкой по схеме тормозной системы Урала :
- Вакуум поступает по трубопроводу ...
- Вакуум не поступает. Вакуум образуется! - подсказывают ему курсанты
- Да-да! Вакуум образуется, - и дальше опять своё :
- Вакуум поступает по трубопроводу ...
В результате, вопреки всем потугам полковника, курсанты сумели самостоятельно разобраться в устройстве грузовиков. В учебных аудиториях стояли машины с разрезанными узлами и агрегатами. Тут я был как рыба в воде. Ведь не зря до поступления в училище год отработал в крупном автохозяйстве слесарем по ремонту автомобилей, причем в грузовом парке.
Занятия по ПДД вел другой преподаватель. Здесь никаких трудностей не было. Работали на машинках "Вятка", прабабушках нынешних компов. На них и сдавали экзамены по ПДД.
Где-то в марте начались занятия на автодроме по практическому вождению. Наш взвод расписали по машинам и инструкторам. Помимо 131-х Зилов и 375-х Уралов, были еще 53-и Газоны, пара 66-х и 130-й ЗиЛ. Первая мысль, поездим на каждой марке и это хорошо! На деле, как приписали к одной машине со своим прапорщиком-инструктором, так и до конца на ней и ездили. Мне, можно сказать, повезло. Достался Урал в комплекте с нормальным прапором. Как я не изображал из себя новичка, на первом же занятии он меня раскусил. После взятия с места крутого подъема с первого раза и проезда по колейному мосту, он спросил :
- Сколько лет за рулем?
- Пять, - честно ответил я.
- И права наверняка есть?
- Есть, мотоциклетные.
- Ну-ну ... Так я тебе и поверил.
Никому инструктор не стал докладывать, только теперь, вместо езды, с ним на пару занимались мелким ремонтом и обслуживанием Урала.
Пару раз выезжали в поле на трассу по преодолению канав и рвов. Вот где мы убедились в уникальной проходимости Уралов.
На сколько помню, в программе было отведено на вождение 20 часов. Реально каждый наездил за рулем часа два, от силы три. Прапора сказали, мол, кому нужно в войсках научитесь, а нам жить надо, бензинчик списывать.
Сам экзамен, вернее пародия на него, происходил в точности, как его описывали старшекурсники. В кузове бортового Урала сидит сдающий взвод. В кабине ГАИшный майор и инструктор. Из кузова по списку вызывают курсанта. Он трогается и проезжает метров 10-15. За ним точно так же следующий. Даже если заглох, ничего страшного, заводи и езжай дальше. Конвейер. В итоге весь взвод, порядка 25 человек, укладывался в час времени. Как потом выяснилось, сдали даже те, кто по каким-либо причинам на экзамене отсутствовал.
Всех всё вполне устраивало. Преподавателей и курсовое начальство - 100% сдача, курсантов - бесплатные "корочки", майор-гаишник был доволен больше всех, в его объемистом портфеле радостно звякали и булькали протоколы сдачи экзаменов.
Таким образом, абсолютно все лейтенанты выпускались с водительскими удостоверениями. Другое дело, всем ли они в жизни пригодились. Знаю тех, кто после получения прав за руль так и не садился. Но старшим машины быть приходилось, а для этого В\У тоже нужно. Общаясь с офицерами-выпускниками других военных училищ, узнал, что у них было почти так же, за малыми отличиями.