Особую ценность Эрмитажного фонда составляет приведённая ниже фотография. Это общий снимок участников, пожалуй, самого известного бала, проведённого когда-либо в России. Причём знаменит он стал далеко за пределами империи. Поближе рассмотреть каждого из его участников можно было в специально выпущенном в честь этого альбоме с фотографиями, но некоторые из них (да к тому же раскрашенные) я прикреплю к этой статье, а заодно и расскажу вкратце, что это было за мероприятие такое.
Идея провести такое мероприятие родилась у императрицы Александры Фёдоровны.
13 февраля 1903 года в Зимнем дворце произошло грандиозное событие — костюмированный бал. Поводом послужила очередная годовщина правления дома Романовых. И хотя дата не была круглой, подготовка к нему шла несколько месяцев и к организации этого мероприятия были привлечены лучшие специалисты — костюмеры, художники, ювелиры, сценографы, певцы, танцовщики, хореографы. Всего гостей было около четырех сотен и это была вся знать Российской империи. Приглашенные должны были прибыть на маскарад в костюмах допетровской Руси. Это вполне соответствует модным тенденциям того времени, ведь художники зарождающейся эпохи модерна черпали вдохновение в том числе и в истории, и в фольклоре. Были произведены масштабные исторические и архивные изыскания, в создании нарядов для царской четы и придворных принимали участие консультанты из числа историков и искусствоведов.
Так, например, «Малый царский наряд» Николая II был действительно отчасти подлинным. Над эскизом работали директор Эрмитажа Всеволожский и художник санкт-петербургских императорских театров Пономарев. Из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 16 подлинных предметов царских костюмов XVII в: жемчужные запястья Федора Иоанновича, подлинный жезл царя Алексея Михайловича, пуговицы и нашивки. Воплощением костюма из бархата и парчи, специально заказанных у поставщиков императорского дома братьев Сапожниковых, занимался театральный костюмер Императорских театров Каффи с двумя портнихами. Царскую шапку изготовили в шляпной мастерской братьев Брюно, поставщиков Высочайшего двора с 1872 года.
Не менее тщательно готовились к мероприятию и другие участники бала: каждый стремился перещеголять другого в изысканности и богатстве костюма. В ход пошли редчайшие меха, жемчуга и бриллианты, самоцветы в старинных оправах из бабушкиных шкатулок, великолепные парча, шелка, бархаты. В старинные русские кафтаны нарядили даже оркестрантов и хористов. Назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также были в одежде стрельцов или сокольничьих 17 века. Большинство костюмов было создано по эскизам модного художника Соломко.
Царь рассматривал тот бал как шаг к возрождению обрядов и одежд московского двора.
Празднество длилось два дня. 11 февраля, в первый день, гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.
13 февраля, в день того самого маскарада, общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трёх танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссёра балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова. Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором.
По желанию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга, а через год по заказу Императорского двора был выпущен подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Благодаря этим фотографиям и нескольким костюмам сохранившимся в музеях мы и можем судить о красоте и роскоши этого бала.
Экземпляры распространялись за определённую плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.
Роскошные костюмы, богато украшенные редкими мехами и драгоценными камнями, обошлись своим владельцам в целые состояния.
После окончания маскарада в Петербурге начался «русский бум». Интерес к национальным традициям «накрыл» высшее общество. Это было последнее мероприятие такого размаха и широты в Российской империи.
В 1911 году на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф были разработаны эскизы для колоды игральных карт «Русский стиль» — с фигурами в костюмах, повторяющих костюмы участников бала. Их выход приурочили к 300-летию дома Романовых.