Найти тему
Время Романовых

Костюмированный бал 1903 года. Самое зрелищное празднество за всю историю Российской империи.

Особую ценность Эрмитажного фонда составляет приведённая ниже фотография. Это общий снимок участников, пожалуй, самого известного бала, проведённого когда-либо в России. Причём знаменит он стал далеко за пределами империи. Поближе рассмотреть каждого из его участников можно было в специально выпущенном в честь этого альбоме с фотографиями, но некоторые из них (да к тому же раскрашенные) я прикреплю к этой статье, а заодно и расскажу вкратце, что это было за мероприятие такое.

Идея провести такое мероприятие родилась у императрицы Александры Фёдоровны.

13 февраля 1903 года в Зимнем дворце произошло грандиозное событие — костюмированный бал. Поводом послужила очередная годовщина правления дома Романовых. И хотя дата не была круглой, подготовка к нему шла несколько месяцев и к организации этого мероприятия были привлечены лучшие специалисты — костюмеры, художники, ювелиры, сценографы, певцы, танцовщики, хореографы. Всего гостей было около четырех сотен и это была вся знать Российской империи. Приглашенные должны были прибыть на маскарад в костюмах допетровской Руси. Это вполне соответствует модным тенденциям того времени, ведь художники зарождающейся эпохи модерна черпали вдохновение в том числе и в истории, и в фольклоре. Были произведены масштабные исторические и архивные изыскания, в создании нарядов для царской четы и придворных принимали участие консультанты из числа историков и искусствоведов.

-2

Так, например, «Малый царский наряд» Николая II был действительно отчасти подлинным. Над эскизом работали директор Эрмитажа Всеволожский и художник санкт-петербургских императорских театров Пономарев. Из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 16 подлинных предметов царских костюмов XVII в: жемчужные запястья Федора Иоанновича, подлинный жезл царя Алексея Михайловича, пуговицы и нашивки. Воплощением костюма из бархата и парчи, специально заказанных у поставщиков императорского дома братьев Сапожниковых, занимался театральный костюмер Императорских театров Каффи с двумя портнихами. Царскую шапку изготовили в шляпной мастерской братьев Брюно, поставщиков Высочайшего двора с 1872 года.

-3

Не менее тщательно готовились к мероприятию и другие участники бала: каждый стремился перещеголять другого в изысканности и богатстве костюма. В ход пошли редчайшие меха, жемчуга и бриллианты, самоцветы в старинных оправах из бабушкиных шкатулок, великолепные парча, шелка, бархаты. В старинные русские кафтаны нарядили даже оркестрантов и хористов. Назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также были в одежде стрельцов или сокольничьих 17 века. Большинство костюмов было создано по эскизам модного художника Соломко.

Царь рассматривал тот бал как шаг к возрождению обрядов и одежд московского двора. 

-4

Празднество длилось два дня. 11 февраля, в первый день, гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.

13 февраля, в день того самого маскарада, общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трёх танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссёра балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова. Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором.

-5

По желанию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга, а через год по заказу Императорского двора был выпущен подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Благодаря этим фотографиям и нескольким костюмам сохранившимся в музеях мы и можем судить о красоте и роскоши этого бала.

Экземпляры распространялись за определённую плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.

-6

Роскошные костюмы, богато украшенные редкими мехами и драгоценными камнями, обошлись своим владельцам в целые состояния. 

-7

После окончания маскарада в Петербурге начался «русский бум». Интерес к национальным традициям «накрыл» высшее общество. Это было последнее мероприятие такого размаха и широты в Российской империи.

В 1911 году на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф были разработаны эскизы для колоды игральных карт «Русский стиль» — с фигурами в костюмах, повторяющих костюмы участников бала. Их выход приурочили к 300-летию дома Романовых.