Визитная карточка нынешнего патриарха французского кинематографа кинорежиссера Клоду Лелуша - это, конечно, "Мужчина и женщина", 1966 г. Потом фильм вылился вылилось в уникальную кинотрилогию, которую Лелуш снимал на протяжении 53-х лет. Об этом у нас есть цикл статей.
До этого Лелуш снял несколько картин в различных жанрах, которые не пользовались особым успехом. Но "Мужчина и женщина" стали магистральной линией в его творчестве.
Мелодрама о случайно встретившихся мужчине и женщине, уже имевших за плечами определенный жизненный опыт. Он - обаятельный красавец и ловелас, она - тонкая, умная, загадочная красавица. Случайная встреча. Их потянуло друг к другу, возникло сильное чувство, но прошлое каждого не дает им счастливо соединится. Главных героев играют звезды первой величины и все это на фоне гениальной музыки Франсиса Лея или Мишеля Леграна. И еще герои совершают путешествие, в конце которого расстаются. Вот он - рецепт успеха фильма, но еще надо, чтобы это снял Клод Лелуш.
Следующим фильмом Лелуша после "Мужчины и женщины" был "Жить, чтобы жить". Здесь все в соответствие с рецептом Лелуша. Главные роли играют Ив Монтан, Ани Жирардо и американка Кэндис Берген.
Главный герой - Робер, журналист-международник, постоянно в разъездах, меняет любовниц легко и непринужденно. Предлагая эту роль Монтану, Лелуш сообщил ему, что он будет играть негодяя. Озадаченный Монтан, у которого самого до этого был роман с Мэрилин Монро, сказал, что будет сниматься после того, как его жене Симона Синьоре даст на это согласие. Все-таки был только 1967 г. и скандал с его связью с Монро еще не забылся. Симона согласилась.
Роль любовницы Робера сыграла восходящая американская кинозвезда Кэндис Берген. Кэндис в это время жила с музыкальным продюсером Терри Мэлчером и в их доме в Лос-Анджелесе Мэлчер проводил прослушивание создателя тоталитарной секты Чарльза Мэнсона. Мэлчеру Мэнсон не понравился. И имеется предположение, что, то, кровавое убийство жены режиссера Романа Полански Шэрон Тейт, Мэнсон и его банда совершили в результате мести Мэлчеру. Но произошла ошибка. Мэлчер и Берген больше не жили в этом доме, а жили там уже Полански и Тэйт.
Жену Робера, которую тот постоянно обманывает, играет Анни Жирардо. К тому времени кинокритики и продюсеры пришли к выводу, что в 1967 г., блистательная карьера Ании уже близка к закату, что она уже не та. И Лелушу стоило трудов переубедить продюсера фильма в обратном. В итоге, после этой картины между женатым Лелушем и замужней Жирардо начался бурный роман. Который ничем хорошим не кончился. Один из журналистов "застукал" любовников в одном из отелей Довиля и, несмотря на обещание Лелушу ничего не писать об этом, сразу же напечатал сенсационную новость. Муж избил Жирардо, а Лелуш избил журналиста. Лелуша даже судили за побои, но в связи с мерзкой личностью потерпевшего дали штраф в один франк.
И конечно же у в фильме есть путешествия по экзотическим странам и музыка Франсиса Лея. "Оскара" фильм не получил, но удостоился "Золотого глобуса". Зрители валом валили на фильм, а критики разносили в пух и прах. В нашей стране фильм вышел на экраны только в 1975 г. В 1968 г. Ив Монтан, которому в СССР в свое время посвятили песню "Когда поет далекий друг", ее исполнял наш, советский Монтан, Марк Бернес, выступил против ввода войск в Чехословакию, а в 1969 г. сыграл главную роль во французском фильме "Признание", где сыграл коммуниста, "жертву необоснованных репрессий" в 1952 г. в Чехословакии. В результате на упоминание имени Монтана в СССР наложили запрет.
Фильм же "Жить, чтобы жить" мало в чем уступает, на мой взгляд, "Мужчине и женщине. Вот ролик из этого фильма. Песню исполняет Николь Круасиль.
И в следующем фильме Лелуша была история "мужчины и женщины". И опять главный герой красавец и легкомысленный ловелас, а главная героиня умница, красавица, которая обманывается в своей любви. Фильм "Мужчина, который мне нравится", 1969 г.
Знаменитый французский композитор Анри прилетает в Лос-Анджелес записывать музыку для кинофильма. В этом же фильме играет и знаменитая французская актриса Франсуаза. Оба не свободны. У Анри очередная любовница, у Франсуазы любимый и любящий муж. И между ними начинается роман. Да с такими последствиями, что Анри готов бросить любовницу. а Франсуаза уходит от мужа.
Ловеласа играет Жан-Поль Бельмондо.
А Франсуазу Анни Жирардо. К этому времени она уже рассталсь с Лелушем.
И, как обычно, в фильме есть путешествие влюбленных по экзотическим местам Америки. И, как обычно, музыка Франсиса Лея. И, как обычно, любовь не заканчивается счастьем влюбленных, финал, правда открытый, но музыка Лея все говорит.
Фильм не очень известный. Наверное, Лелуш слишком увлекся съёмками путешествия по Америке и эпизоды "роуд-муви" отодвинули жестокую мелодраму на второй план. Поэтому зрительского успеха картина тогда не имела. Но это не значит, что ее не надо смотреть сейчас. Бельмондо в расцвете сил и, как всегда, потрясающая Жирардо заслуживают внимания спустя и более чем 50 лет.
Но все это была преамбула к рассказу о фильме Лелуша, который он снял в 2015 г. И в этом фильме он объединил мотивы и "Жить, чтобы жить", и "Мужчина, который мне нравится", и "А теперь дамы и господа...", о котором мы писали здесь.
В результате получился фильм, которые одни называют шедевром, другие относятся очень скептически. Мое мнение - Лелуш снял очень достойную свою очередную мелодраму о "мужчине и женщине". И о ней во второй части.