В Новгороде после Великой Отечественной войны сложилась трагическая, но уникальная ситуация. Город очень сильно пострадал от военных действий, все деревянные строения выгорели, многие памятники в камне сильно пострадали. Город начали интенсивно восстанавливать и появилась возможность увидеть, оценить и сохранить, то, что обнаружили в земле при восстановлении города. Новгород стал "Меккой "советских археологов. Из-за чрезмерного увлажнения почвы и мощного «щелочного» культурного слоя в новгородской земле сохранились берестяные грамоты. Пергамент был дорогим материалом, дешевая бумага распространилась массово только в 15 веке, а грамотному городскому населению Новгорода надо было на чем-то писать. Вот и распространилась по Древней Руси «берестяная письменность», письма и записи на коре березы.
В Новгороде на раскопках нашли больше тысячи берестяных грамот. Я часто гулял по Троицкой улице и только потом обнаружил, что ходил мимо знаменитого Троицкого раскопа, сейчас это просто огороженная территория. Здесь нашли очень много берестяных грамот, т. к. здесь в 12 веке находился суд и ненужные берестяные документы просто выбрасывали.
Чтобы посмотреть на берестяные грамоты я отправился в Присутственные места. Это здание для губернских чиновников построили в конце 18 века, потом оно горело, восстанавливалось и сейчас это главное здание Новгородского музея-заповедника.
Историю Новгорода охраняют грозные львы.
Присутственные места находятся в Детинце, главный вход позади памятника «Тысячелетие России». Главное место в здании занимает экспозиция «История Новгорода и Новгородского края (с древнейших времен до 17 века).
В принципе все правильно с датировкой. Иван Грозный и Смутное время постарались. В начале 17 века от старинного вольного Новгорода ничего не осталось. Ну а после немецкий оккупантов для археологов наступили золотые времена: Неревский и Троицкие раскопы, особенности новгородской почты и тысячелетний культурный дали возможность создать шикарную экспозицию, достойную лучших музеев мира.
Присутственные места очень популярный музей, тем более, что я сюда пришел в разгар туристического дня в начале длинных майских праздников. Туристов было очень много. И посмотреть есть на что.
За один час я увидел новгородские иконы, картины из янтаря, как выглядел Новгород после освобождения в 1944 году и конечно новгородские древности.
Собрание церковной живописи этого музея может поспорить с Третьяковкой. Представлены целые иконостасы из старинных новгородских церквей.
Но для меня большим откровением стала деревянная скульптура и другие деревянные элементы церквей. Новгород - город дерева, в котором его почти не осталось, чтобы увидеть приходится идти в музей.
Во временной экспозиции были выставлены художественные произведения, изготовленные из янтаря. Их художественное достоинство лично у меня вызвало сомнение, но столько янтаря в одном месте я видел впервые, даже восстановленная Янтарная комната в Екатерининском дворце как-то меркнет.
Было интересно посмотреть на масштабные фотографии, сделанные после освобождения города в Великую Отечественную войну. Город смотрелся как-то даже величественно. Новгород во второй раз пережил «клиническую смерть». Но снова сумел выкарабкаться.
Но самое интересное в музее это конечно сокровища обнаруженные в новгородской земле.
Мне почему-то запомнились эта потрясающая скульптура…
и топор.
А также сохранившихся фрагменты деревянных строений и мостовых. Мостовые Новгорода древнее лондонских.
Еще одно достояние музея — это шикарная коллекция старинных монет различных русских княжеств и иностранных государств.
Я даже и не знал, что тверское княжество денежки делало...
Ну и новгородское «все», берестяные грамоты….
Политическая история Новгорода тоже представлена, но по сравнению с "житейскими следами" не так интересна.
За час можно увидеть очень много интересного из старины и современности. Однозначно рекомендую посетить Присутственные места. Без этого поездка в Новгород будет не полной.
Спасибо за внимание…
Продолжение следует...