П.А. Ротмистров, безусловно, один из виднейших военачальников советских бронетанковых войск, вместе с тем, крупнейший теоретик, доктор военных наук, профессор. Тем интереснее его оценка места и роли кавалерии в развитии Советских Вооруженных Сил и отечественного военного искусства. Приводим обширные выдержки из главы «Конница в гражданской войне» из послевоенной книги Время и танки.
Первая мировая война в целом была позиционной, хотя на некоторых ее этапах и носила маневренный характер. Наряду с появлением танков в этой войне мощным толчком в разработке маневренных способов борьбы явилась гражданская война в России, где широко применялась конница. Именно конница, получившая широкое применение в гражданской войне, послужила основой для создания теории маневренных боевых действий. Крупные кавалерийские соединения, особенно 1-я Конная армия, решали важнейшую задачу превращения тактического успеха в оперативный.
Гражданская война носила ожесточенный характер, враги всех мастей стремились задушить молодую Советскую республику. Особенно тяжелым был 1919 год. Красной Армии пришлось отражать удары на многих фронтах. В кровопролитных боях выдающуюся роль сыграла наша красная конница, особенно в Орловско-Кромской операции 10-26 октября и Воронежско-Касторненской операции, которая началась 9 октября и закончилась 15 ноября 1919 года.
Войска Южного фронта ударами с нескольких направлений 20 октября освободили Орел. Отдавая должное всем войскам, особенно 13-й и 14-й армиям, необходимо подчеркнуть выдающуюся роль конной группы В. М. Примакова, которая, войдя в прорыв, стремительно развивала наступление и в течение первого дня продвинулась в оперативную глубину на 60 км. Оказавшись в глубоком тылу врага, конная группа, несмотря на тяжелую обстановку, утром 4 ноября нанесла внезапный удар по станции Поныри и заняла ее, днем позже захватила Фатеж и полностью уничтожила вражеский гарнизон. Смелый рейд красной кавалерии нарушил управление белогвардейских войск, дезорганизовал работу тыла и прервал движение на железнодорожном участке Курск — Орел. Все это ускорило отступление деникинцев с занимаемых позиций и содействовало успешному наступлению наших войск.
Велика роль красной конницы и в Воронежско-Касторненской операции. Основная задача в этой операции возлагалась на 1-й Конный корпус С.М. Буденного. В результате была разгромлена крупнейшая группировка Добровольческой армии Деникина, в частности его ударная сила — конные корпуса генералов Шкуро и Мамонтова. В ходе преследования противника, который отходил на Касторную, С. М. Буденный проявил исключительную смелость и отвагу, как зрелый военачальник, все учел и нанес внезапный удар именно в стык конных корпусов Шкуро и Мамонтова, чего они никак не ожидали. Красная конница обратила их в бегство и овладела Касторной.
Конный корпус С.М. Буденного в ходе этой операции с боями преодолел более 200 км, добился больших успехов и на практике показал, как важно иметь в условиях маневренной войны подвижные войска.
Успехи Красной Армии в этот период В. И. Ленин оценивал так:
Победа под Орлом и Воронежем, где преследование неприятеля продолжается, показала, что и здесь, как и под Петроградом, перелом наступил. Но нам надо, чтобы наше наступление из мелкого и частичного было превращено в массовое, огромное, доводящее победу до конца
Эта победа создала Южному фронту благоприятные условия для нанесения последующего глубокого удара с целью отсечения Добровольческой армии от Донской и вынудила белогвардейское командование отдать приказ об отступлении в южном направлении.
Воронежско-Касторненская и Орловско-Кромская операции обогатили советское военное искусство поучительными примерами использования крупных кавалерийских соединений при решении оперативных задач. Боевой опыт по вводу конной группы в прорыв и осуществлению рейда по глубоким тылам противника нашел в последующих операциях гражданской войны, а также и в Великой Отечественной войне весьма широкое развитие.
Более того, этот опыт явился одной из причин формирования конной армии. 17 ноября 1919 года постановлением Реввоенсовета Республики создается 1-я Конная армия, ядром которой стал 1-й Конный корпус. Командующим был назначен С. М. Буденный, членами Реввоенсовета К. Е. Ворошилов и Е. А. Щаденко.
В эту армию кроме кавалерийских соединений и частей включались и стрелковые дивизии, но все же это была конная армия — высокоманевренное объединение, оснащенное большим количеством пулеметных тачанок и сильной конной артиллерией. В ее состав входил также бронеотряд имени Я. М. Свердлова, имевший бронеавтомобили и автомашины с пулеметами, иногда придавались и бронепоезда.
1-я Конная армия обладала по тому времени большой огневой мощью и маневренностью и способна была решать оперативно-стратегические задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с общевойсковыми армиями. Определенный интерес представляет одна весьма важная деталь, на которую обратил внимание С. М. Буденный в своих воспоминаниях: как конница противника, так и наша красная кавалерия искали успеха в бою, действуя главным образом в полосе железных дорог, где широко применялись бронепоезда. При действиях же в отрыве от железных дорог как мы, так и противник стремились широко использовать бронемашины, а когда имелись танки, то и танки. Иначе говоря, уже в тот период советские войска для выигрыша сражений и достижения победы проводили широкий маневр конницей и использовали бронепоезда, бронемашины и танки, что в конечном счете и создавало сочетание маневра и удара. Использование в широких масштабах кавалерии в гражданской войне способствовало повышению размаха наступательных операций по сравнению с первой мировой войной. Глубина армейских наступательных операций возросла до 120-150 км, а средний темп наступления достигал 10 км в сутки.
Этот замечательный род войск внес неоценимый вклад в разгром белогвардейцев и иностранных интервентов.
В рядах нашей конницы выросло много талантливых командиров и военачальников.
Красная конница воспитала таких крупных военных деятелей, как К. Е. Ворошилов, который долгое время был Народным комиссаром обороны СССР, и С. К. Тимошенко, назначенный накануне войны Наркомом обороны и многое сделавший для подготовки Советских Вооруженных Сил. Из кадров красной кавалерии выдвинулся выдающийся полководец и военный деятель Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. В кавалерийских войсках долго служил и ставший в послевоенное время Министром обороны Союза ССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко, прошедший суровую школу военных лет и заслуживший уважение в войсках.
Красная конница дала таких одаренных полководцев и военачальников, как К. К. Рокоссовский, И. X. Баграмян, О. И. Городовиков, А. В. Горбатов, А. И. Еременко, М. И. Казаков, П. А. Курочкин, А. А. Лучинский, П. П. Собенников, И. В. Тюленев, Т. Т. Шапкин, и многих других. В период гражданской войны прославились замечательные кавалерийские военачальники Г. Д. Гай, Г. И. Котовский, Н. Н. Криворучко, Н. Д. Каширин, Я. Г. Мелькумов.
Вскоре после окончания гражданской войны многие талантливые командиры красной конницы прошли переподготовку в Военной академии имени М. В. Фрунзе и других высших военно-учебных заведениях и затем получили назначение в новые рода войск, в частности авиацию и танковые войска.
Замечательные кадры красной конницы, закалившиеся в огне революции, сумели передать новым родам войск свой боевой дух, порыв и стремительность, а также принципы военных действий, сложившиеся в ходе применения конницы в гражданскую войну: массирование на решающих направлениях, в особенности в наступательных операциях, внезапные и стремительные удары с обходом и охватом флангов противника с целью его разгрома. Эти принципы легли в основу разработки теории использования новых средств борьбы — танковых войск. С появлением таких перспективных родов войск, как авиация и танки, стало ясно, что конница теряет свое былое значение.
Об этом говорил такой выдающийся военный мыслитель, как М. В. Фрунзе, который еще в 1924 году утверждал, что нужно больше уделять внимания развитию танков и авиации. По этим проблемам неоднократно выступал крупнейший военный теоретик М. Н. Тухачевский и ряд других военачальников, появилось много новой литературы, в которой высказывались передовые взгляды о значении танков в будущей войне. И все же новые рода войск, в особенности танки, не получили в то время должного развития из-за слабой экономики страны. И только много лет спустя, когда экономическая мощь нашего государства возросла, передовая военная теория получила возможность превратиться в материальную силу.
[...]
Гражданская война обогатила советское военное искусство новыми формами и способами ведения вооруженной борьбы, новыми принципами руководства войной. Она наряду с первой мировой войной явилась новым этапом в развитии военного искусства. Боевой опыт гражданской войны показал, что мобилизация всех материальных и людских ресурсов для обеспечения победы достигается организацией единого политического и военного руководства страной и вооруженными силами. Это положение полностью подтвердилось и в Великой Отечественной войне. Осуществление такого принципа руководства войной стало возможным лишь в нашем социалистическом государстве. В ходе гражданской войны трудящиеся защищали свои коренные интересы, поэтому рабочие и крестьяне на фронте и в тылу отдавали все силы для достижения победы над врагом.
Победа Красной Армии над интервентами и внутренней контрреволюцией закрепила завоевания Великой Октябрьской социалистической революции и обеспечила возможность дальнейшего победоносного строительства социализма в нашей стране. Кроме того, решительные формы борьбы Красной Армии обогатили советское военное искусство опытом организации и проведения стратегического контрнаступления путем сосредоточения в короткие сроки основных усилий войск на решающих направлениях, а также и общего наступления в форме ряда последовательных операций, опытом осуществления фланговых ударов и сочетания фронтального наступления с ударами по тылам противника. Благодаря применению крупных масс конницы на фронтах большой протяженности гражданская война приобрела широко маневренный характер. Этим было положено начало проведению стратегических наступательных операций с развитием прорыва позиционного фронта на большую глубину. Получил широкое распространение принцип наступления ударными группировками армий и фронтов.
Оборона носила активный характер и заключалась в упорном удержании рубежей и объектов в сочетании с решительными контрударами и контратаками, а также широким маневром сражающихся войск.
В ходе гражданской войны было положено начало теоретическому и практическому выделению оперативного искусства в самостоятельную область советского военного искусства, определены некоторые принципы планирования и проведения армейских и фронтовых операций, а также заложены основы маневренной тактики, основанной не только на новых средствах борьбы, но и на новых качествах личного состава социалистической армии, понимающего цели войны.
Боевая практика Красной Армии характеризовалась решительностью и маневренностью действий войск, инициативой и творчеством в бою и массовым героизмом личного состава, эффективным использованием оружия, а также отказом от линейных форм борьбы и переходом к действиям ударными группами.
Боевой опыт гражданской войны, как и первой мировой войны, явился важнейшей основой для дальнейшего развития теории и практики советского военного искусства.