Найти в Дзене

“Смерть в кадре” стала обыденной. Послесловие к убийству бывшего Премьера Японии.

После сообщения о смерти бывшего Премьер Министра Японии Синдзо Абэ и просмотра видео, на котором запечатлен момент выстрелов (видео естественно разлетелось по множеству пабликов), мне практически моментально пришла на память одна фотография. Вот эта…

Я увидел ее в книге моего хорошего знакомого Александра Будберга (книга “Фотоальбом Александра Будберга” для меня лично - культурное событие, которое к сожаление таковым не стало по ряду причин, о ней можно говорить и говорилось мной много, поэтому здесь не о ней ). Думаю он на меня не обидится, если я его процитирую одну из его историй. “Смерть в кадре”:

“Снимок Ясуши Нагао — удивительный документ. Через секунду юноша в форменной куртке и с самурайским мечом — студент Отойя Ямагучи — нанесет удар в сердце тучному генсеку социалистической партии Японии. Меч уже направлен. Генсек сжимает в руке один из скомканных листов бумаги, которыми его закидывали правые студенты. В тщетной попытке увернуться он неловко подпрыгивает — очки почти слетели. Через секунду он умрет. Нагао, как ни цинично это звучит, очень повезло. Он в ряду десятков других фотографов должен был снимать предвыборный митинг социалистов. Их лидер Инеджиро Асанума в тот год особенно гневно нападал на японское правительство, которое, по его мнению, “легло” под США. Во время выступления группа студентов начала кричать и забрасывать оратора скомканной бумагой. Полиция бросилась разгонять их. За полицейскими побежали и репортеры — Асануму они уже запечатлели, а драка обещала еще один сюжет. Перед сценой остался один Нагао — у него оставался последний кадр и в свалке ему уже нечего было ловить. В это время один из студентов, воспользовавшись отсутствием охраны, выскочил на помост. Фотокорреспонденту газеты “Майнити” показалось, что в его руке палка. Нагао приготовился “схватить” момент, когда хулиган ударит генсека этой палкой по голове. Он даже не сразу понял, что Ямагучи держит в руках завернутый в тряпку меч. Но для работы это было не важно. Как только блеснуло лезвие, фотограф “на автомате” поднял аппарат и щелкнул. Последний кадр стоил всех отстрелянных перед ним пленок.

Успех снимка был ошеломляющим. Его перепечатали десятки изданий. Японец безоговорочно стал лауреатом Пулитцеровской премии за лучшее журналистское фото года. Иначе и быть не могло — более “решающего момента” и представить невозможно. Хотя сам Нагао честно рассказывал, будто его заслуга не слишком велика — так сложились обстоятельства…”

Так сложились обстоятельства… Фотографу “повезло”... Сейчас не нужно ни особой репортерской чуйки, ни профессионального везения, чтобы запечатлеть смерть. Смерть сегодня мы смотрим по видео, иногда и в прямом эфире. Мы можем сто раз перемотать момент, на котором бывший Премьер Синдзо Абе сгибается после выстрела и падает. И видео это никто не признает выдающейся работой. Скорее всего его забудут завтра… много… сегодня к вечеру.

Но меня вот какие мысли посетили в связи с этими двумя “артефактами”. Мысли, возможно, парадоксальные. Не стали ли такие репортеры, как Нагао тем “первым камнем”, что стал причиной лавины. Люди массово стали стремиться “запечатлеть смерть в кадре”. По сути они стали страстно желать чужой смерти, стать ее свидетелем. ЛЮди желаниями своими стали кликать смерть. Что ж мы удивляемся, что она теперь главный “герой” и главная тема в СМИ?

-2