Найти тему
ВОЕНВЕД

Самодержавие не желало, чтобы народ грамотен был

Из Руси испокон веков бежали. От обид и угнетений, от излишней жесткости, от самодурства и своеволия вельмож и воевод, от несправедливости. А куда русскому крестьянину податься? Бежали во все стороны, на запад, юг, восток и север, туда, где власти поменьше, либо она более снисходительна. А после раскола, царская власть стала преследовать не только беглых пролов "правильной веры", но и старообрядцев, да и они сами не желали иметь дела с "бесовской, нечестивой" властью.

И бегунские согласия старообрядческих толков бежали от этой "антихристской" власти подальше, но она настигала везде, по мере продвижения государства Российскаго на новые территории. Что для Империи оборачивалось приращением и прибытком, для вольных людей под Богом сулило токмо лишения и невзгоды.

Источник: etosibir.ru
Источник: etosibir.ru

Изысканные солдатскими командами старообрядцы находились в зоне повышенного внимания, как потенциальные бунтовщики. За ними вели надзор и полиция и Охранное отделение и губернаторская администрация. И одно из смущений, которое выказывала надзорная власть, проявлялось в том, что старообрядцы были поголовно грамотны!

Это было не мыслимо и возмутительно. Как выяснила исследователь Елена Ерофеевна Дутчак (монография "Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин староверов-странников (вторая половина XIX – начало XXI в.)", около 80% женщин старообрядцев были грамотны. Казалось бы, для чего бабе грамота? Белье полоскать, детишек нянчить, траву косить и жнивье собирать — для этого грамоты не надобно! А они обучались для того, чтобы читать свои священные книги.

Для периода первой половины XIX века это являлось нонсенсом, начальство следило, чтобы русский крестьянин не нахватался из книжек вольнодумства и ересей, да и умнеть шибко нечего. Умнее начальства быть не следует! Но старообрядцы жили своей жизнью, тихо ненавидимой надзором, за то, что никакие уговоры, законы и внушения не действовали на этих людей.

Старообрядцы. Шарпанский скит в Семеновском районе. Источник: https://humus.livejournal.com/
Старообрядцы. Шарпанский скит в Семеновском районе. Источник: https://humus.livejournal.com/

Но власть свое дело знала, в скитах и селениях проводились обыски, "неправильные" иконы и книги изымались, ломались, рвались, топтались, а "зачинщиков" сего надлежало наказать по всей строгости, чтобы впредь было не повадно.

Из следственного дела того времени, 1830-е годы:

"В справке об изъятии указаны 17 «Цветников», 20 Уставов христианского жития, 8 Житий Василия Нового, 10 часословов и т.д. Иван Васильев, как самый грамотный среди «бегунов» и обучавший грамоте других раскольников, получил за это максимально строгое наказание — 30 ударов плетью, клеймо, три года арестантских рот и ссылка в Якутию".

Человек получил 30 ударов плетью, клеймо, солдатчину и ссылку за тридевять земель за то, что был грамотен и других учил!