Фронтовой альбом
Иной раз, давно отгремевшая война вдруг поворачивается неожиданным ракурсом. В свете сегодняшних потрясений вдруг окунаешься в реальную атмосферу той, далёкой по времени, но близкой по духу Великой Отечественной войны. У кого не замрёт сердце от волнения, при виде пыльной и непрезентабельной вещи, содержащей в себе уникальный информационный клад?
Описание альбома
Сегдня хочется рассказать о небольшом альбоме с рисунками самодеятельного художника. Рисунки, уже сами по себе вызывают сонм чувств и эмоций, кроме того в них оказался заложен огромный пласт сопутствующих сведений, которые помогли ощутить «дыхание войны».
Сам альбом предтавляет собой твёрдый переплёт, книжного формата, тёмно-коричневого цвета. Размер прямоугольника: 26 на 19 сантиметров, кроме обложек, содержит 32 листа мелованного картона. 24 страницы содержат рисунки, почти все в стиле графики, есть 3 акварели и 1 сангина. Листы, слегка пожелтевшие от времени, качество изображений – хорошее.
Альбом хорошо сохранился. Есть небольшие потёртости и надрывы по краям и по корешку. Слева сверху - несколько пятен светлого цвета давнего неизвестного происхождения, по основанию перелёта в двух местах альбом прошит суровой нитью, потемневшей от времени, в правом верхнем углу застарелый вертикальный надрыв длиной 7 сантиметров. Заметны остатки 15 удалённых листов.
Удивительный привет из 1944 года
Почти все рисунки имеют датировку и подпись художника. Поэтому художник делал зарисовки в нём в период с 7 июля 1944 года по 23 декабря 1947 года.
Место действия – Карельский фронт определяется как по надписям на полях листов («Выборг»), так и характерному ландшафту на пейзажных зарисовках.
Рисунки выполнены в виде уникальной графики, автор использовал жанры портрета, пейзажа и бытовой, есть акварельные зарисовки и пейзажный этюд сангиной (или просто минеральной краской со дна реки).
Особый интерес вызывают фронтовые рисунки 1944 – 1945 годов. Эти работы носят дневниковый характер, в них художник передаёт свои впечатления, переживания и сокровенные мысли. Ничто не проходило мимо пытливого и чуткого глаза художника, достаточно хорошо владеющего техникой рисования.
Первый рисунок не закончен, но есть смысловой момент. Заметен контур поясного портрета, голова не прорисована, на груди солдата красуется медаль, в нижнем углу слева имеется надпись «Ватовскому. К 20оо 13 мая. 1945г.». внимание зрителя здесь концентрируется на руках воина, прошедшего войну. Законченный вид у хорошо прорисованной правой руки: неухоженная, натруженная непосильным солдатским трудом. Обе руки находятся в состоянии покоя, их расслабленное положение, как бы говорит о завершении мук, связанных с безумной военной страдой.
Галерея портретов заражает своей искренностью. Художник смог отразить внутренний мир и чувства своих сослуживцев в разных жизненных ситуациях. Острый взгляд автора подмечал малейшие детали фронтового быта.
Выяснение подробностей, связанных альбомом оказалось чрезвычайно увлекательным и познавательным. Удалось добыть много новых сведений, но далеко не всё. Но это уже другая история.