Каждый раз, когда я начинаю писать очередной рассказ о городах Италии, о событиях, произошедших в этих городах, на ум приходят вконец избитые сравнения (типа –Жемчужина Италии и т.п.). Я пытаюсь избегать таких хвалений, писать попроще и покороче. Для Сиены и ее Сиенского Кафедрального собора (он же Дуомо, он же Собор Успения Пресвятой Девы Марии) я нашел в современном русском языке эпитет, если это можно назвать эпитетом. Вот оно - «Во-о-о-ще!!!». И это – правда.
Интерьер собора - «Во-о-о-ще!!!».
Про Сиену написаны десятки книг, путеводителей, статей и т.п. на всех ведомых и неведомых нам языках мира. Нет числа загадкам и разгадкам, чудесам и шедеврам Сиенского собора. Наберите в любом поисковике «Сиена Кафедральный собор» и вы сами все поймете.
Сегодня наша задача ясна: дать отчет о результатах набега на Сиену, о том, что видели, слышали, наблюдали, о присутствии в городе римских пап (пусть даже заочно).
Почему-то, войдя в собор, сразу бросились в глаза терракотовые бюсты. Бесчисленное множество.
Там, где-то наверху, под сводом потолка по всему периметру его, собор опоясывает карниз, под которым прикреплены бюсты. Все в тиарах и все подписаны.
Эти бюсты принадлежат первым римским папам, начиная со Святого Петра. Я написал «бесчисленное», но их кто-то сосчитал: всего 172 бюста. По слухам, в прошлом, в зависимости от политической конъюнктуры, могли бюст одного папы заменить другим. Теперь я точно знаю, где находится – точнее где отсутствует - одно из основных доказательств исторического существования папессы Иоанны (Иоанн VIII). Нет числа рассказам, что ее бюст располагался между Папами Львом IV (папа 847-855 годы) и Бенедиктом III (папа 855-858 годы). Добавляется, что по распоряжению Папы Климента VIII изображение Папессы заменено изображением Папы Захария.
Эти люди не стояли на середине Сиенского собора. Глядя вверх, легко убедиться, что между бюстами Льва и Бенедикта нет зазора, некуда впихнуть бедного Захария, тем более, что Захария, хоть и был долгожителем, не дожил до интересующих нас событий сотню лет (741-752).
Теперь не отвлекаемся. Внимательный турист углядит бюст антипапы Феликса II. Мы – внимательные.
Прелесть этого открытия в том, что встретить памятник антипапы довольно трудно, их мало, если их и устанавливали, то в дальнейшем уничтожали, хотя известно несколько уцелевших. Пример тому - монумент страшного пирата, убийцы и развратника антипапы Иоанна XXIII в баптистерии Флоренции (не путать с папой Иоанном XXIII – середина XX века) или памятник антипапы Александра V в Болонье (смотри мой рассказ "Римский папа, который пять веков считался легитивным папой"), которого - по слухам - отравил антипапа Иоанн XXIII – такие нравы бытуют среди антипап. Существует еще несколько памятников антипапам, но обязательно вернемся к ним. Когда-нибудь.
А сейчас надо мобилизоваться и сделать героическое усилие. Нет, мой читатель, не обязательно залезать на соборную колокольню, надо прочесть в моем изложении то, что я сам плохо понимаю.
IV век нашей эры.
Четвертый век от Рождества Христова.
К середине этого века Констанций II – один из сыновей Константина Великого - разобрался со своими многочисленными родственниками и недругами, по-простому - всех убил. Или почти всех.
Восточная и Западная части Римской империи обрели единство, Констанций II утвердился императором всей Римской империи. Но если империя достигла единения, то христианство распадалось на течения. Главным оппонентом государственного ортодоксального течения (не путать с событиями и названиями в России) явилось арианство. Основателем этого христианского учения стал александрийский пресвитер Арий (256 – 336 годы). А уже в начале IV века арианство стало доминировать, особенно в Восточной части империи.
Нам, рожденным в Советской стране или на постсоветском пространстве, трудно понять в чем разница. А разница в церковном учение о Святой Троице. Если быть кратким, то: Божественная Троица – ее все знают: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Бог - тройственная личность, в нем три «Я», но они «одно целое». Они соединяются не сливаясь, взаимно проникая так, что не существуют один вне другого. Личности Пресвятой Троицы находятся в постоянном взаимном единении: Отец пребывает в Сыне и Святом Духе; Сын пребывает в Отце и Святом Духе; Святой Дух в Отце и Сыне. Три личности имеют: - одну волю,
- одно желание и одно волеизъявление;
- одну силу;
- одно действие: любое действие Бога едино. Единство действия в отношении Бога понимается не как сумму трех солидарных действий, а как буквальное единство. Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух существовали всегда, им нет начала и нет окончания. Так учит католическая Церковь. Учителя самой Церкви указывают: это невозможно понять, это надо принять. Арианство в первую очередь отвергало равенство и единение божественных Отца и Сына: т.е. всегда был Бог Отец, и, когда ему понадобилось, он сотворил Бога Сына, т.е. Иисуса Христа. Таким образом, было время, когда Иисуса не было. Бог Отец, по учению Ария, является главенствующим в Троице.
Мне иногда кажется, что понимаю различие концепций. Или мне это только кажется. Но, что совершенно не могу уяснить, так это - глубину разногласий. Глубину пропасти, разделяющей людей, приверженцев различных течений одной и той же христианской религии. Дело доходит до гражданских войн (гораздо позже – с гугенотами).
Император Констанций II больше склонялся к арианству, но его заботила целостность государства. Он пытался объединить христианскую церковь мирным путем, созывая и участвуя в соборах, на которых все ограничивалось словесными перепалками.
Еще при Константине Великом в Никее в 325 году был созван I Вселенский собор, на котором было принято учение о единосущности Сына Отцу, арианство было осуждено, Арий изгнан, его книги сожжены. Поместный Собор 341 году в Антиохии запретил арианство, как официальное учение.
Миланский собор 355 года закончился почти полной победой ариан.
В те стародавние времена епископом Рима являлся Либерий - по всем понятиям – законный римский Папа (352-366 года). Он был последовательным противником арианства и не желал во всем следовать императору. Констанцию надоели эти религиозные игры и своим распоряжением он развенчал Либерия, выслал его из Рима. Император волюнтаристским приказом назначил нового папу архидьякона Феликса (Феликс II, папа 355-357 годы), ничем не выдающегося человека, кроме более лояльного отношения к приверженцам арианства.
Будучи Папой, Феликс II ни в чем себя не проявил. Рим его невзлюбил. Спустя два года император позволил Либерию вернуться из ссылки в столицу, римляне сами, без всякого сожаления, изгнали Феликса из города. Изгнанник попытался еще раз завоевать Рим, но делал это как-то неохотно. Эта попытка только подтвердила его полную никчемность. Остаток своей жизни Феликс мирно доживал в Порте, вблизи Рима, пока не умер своей смертью в 365 году. Феликса II по всем канонам причислить к антипапам, как назначенному, а не выбранному, на должность папы, при живом Либерии.
Таково и мнение официального Ватикана.
Но в Сиенском Кафедральном соборе сохраняется его бюст среди легитимных римских пап.
Таким образом, Феликс II , как бы существует в двух ипостасях одновременно – папа в Сиене и антипапа в Риме.
Но не все так просто. Спустя время, мне открылся портрет Феликса в соборе Сан Паоло фуори ле Муре в Риме - также среди портретов пап, папство которых никем не оспаривается.
Вот и все.
Оставьте отзыв – мне это очень необходимо. Пожалуйста.