Найти тему
Банк РНКБ

Как не попасть на уловки мошенников: разбираем 5 популярных схем

Каждый год банки расширяют список доступных опций для клиентов. Так, пользователи карт смогут оплачивать картой проезд в общественном транспорте, расплачиваться за покупки в супермаркетах в одно касание и моментально пополнять счёт мобильного телефона. Но есть и обратная сторона медали: мошенники изобретают новые способы выманивания денег. Не попасть в сети злоумышленников можно, если быть внимательными и соблюдать некоторые правила. Итак, ниже раскроем наиболее популярные мошеннические схемы и расскажем, как себя обезопасить.

1. На вас «завели уголовное дело»

Основная задача злоумышленников - выманить данные карты, чтобы потом списать деньги или перевести их на свой счет. А чтобы запугать потенциальную жертву, мошенники могут представляться не только сотрудниками банка, но и полицейскими. Например, вам звонит некий Петр Петрович Иванов и сообщает о том, что в отношении вас было открыто уголовное дело по заявлению Банка России. Конечно, после этой фразы вы временно потеряете бдительность. Потом вас начинают убеждать, что нужно озвучить данные карты. Могут последовать и другие уточняющие вопросы. Например, когда и кому переводили деньги.

Что делать?

Лучше всего просто сбросить звонок и ни в коем случае не называть мошенникам реквизиты карты. Помните о том, что сотрудники банка и сотрудники полиции никогда не будут узнавать такую информацию по телефону. Правоохранительные органы могут получить такие данные только по решению суда.

2. На вас оформлен кредит!

Искатели лёгкой наживы стремятся как можно быстрее запугать свою жертву. Особенно страшно на другом конце «провода» звучит фраза: «На вас оформлен кредит!» Вы-то точно знаете, что не запрашивали деньги у банка и не подписывали никаких документов.

Именно этот момент и уточняют мошенники – была ли заявка на оформление кредита. На ваш отрицательный ответ аферист скажет, что в банке якобы проворачивают коррупционную схему и, чтобы её отменить, нужно получить ещё один кредит. Вам тут же назовут номер «безопасного», по словам жуликов, счёта, на который потребуется перевести полученные от банка деньги. А чтобы жертва не распознала обмана, голос на том конце провода говорит, что сотрудникам банка не надо звонить и уточнять, проведён ли платёж. Ещё один похожий вид мошенничества – якобы сотрудник банка сообщает по телефону о некой подозрительной операции, которую зафиксировали по вашей карте. Чтобы отменить или приостановить списание/перевод денег, лжебанкиры запросят данные карты, ПИН-код и cvv-код. Называть их нельзя ни в коем случае!

Что делать?

Никто не может вас просить по телефону оформить кредит и потом переводить деньги на некий счёт. Позвоните на горячую линию банка и уточните информацию.

3. Просьба о помощи от друга в соцсетях

Жулики нередко взламывают личные странички ваших друзей в социальной сети «ВКонтакте», «Одноклассниках» и других соцсетях. Когда они получают доступ к личному аккаунту, со страницы знакомого приходит сообщение следующего содержания: «Моя мама попала в ДТП, мне срочно нужны деньги». Бывает даже банальное: «Можешь занять пять тысяч до зарплаты?» Следом «друг» сразу же скидывает номер карты, на которую нужно перечислить средства. Иногда текст обращения бывает настолько душещипательным, что перевести деньги хочется прямо сейчас. Ещё одна разновидность мошенничества – знакомые присылают ссылку с просьбой проголосовать за кого-то. Вы переходите по ней, и открывается окно, в котором просят указать реквизиты карты. Так данные утекают мошенникам.

Что делать?

Не торопитесь с переводом и по ссылкам не переходите. Пообщайтесь с человеком, который написал сообщение, по телефону. Лучше всего сами наберите друга и уточните, действительно ли он сейчас пишет вам в соцсетях.

-2

4. Фальшивые покупатели/продавцы на маркетплейсах

Очень легко потерять деньги на сайте «Авито» и других популярных маркетплейсах. Например, вы опубликовали объявление о продаже крупной бытовой техники за 50 тысяч рублей. Вам звонит мошенник и договаривается о том, что сбросит безопасную ссылку, по которой нужно ввести реквизиты карты, чтобы он как покупатель заплатил за товар. Однако вместо того, чтобы получить деньги, вы лишаетесь их.

Что делать?

Если вы продавец, то нужно называть только номер карты. А если ваш банк подключен к системе быстрых платежей, покупателю будет достаточно знать номер телефона и название банка. Этих данных вполне достаточно для денежного перевода. Если во время диалога вам предлагают перейти по ссылке, не делайте этого.

Выступаете в роли покупателя? Тогда внимательно смотрите, какой сервис указан в сообщении с кодом подтверждения операции о совершении платежа. Это должен быть именно тот сайт, на котором вы делаете покупку.

5. На ваш счет «зачислены» деньги от инвесторов

Письма о том, что вы получили крупную сумму на счёт, сразу же поднимают настроение. Но если попасть на эту удочку, можно, наоборот, лишиться кровно заработанных денег. Как это работает? Аферисты делают рассылку в соцсетях или на электронную почту о том, что вам начислены бонусы за активное использование мобильного приложения. Правда, чтобы получить круглую сумму, нужно перейти по ссылке и заполнить анкету. Дальше высвечивается сообщение, что необходимо перечислить маленькую сумму на счёт в качестве тестового перевода. Конечно, на мошенническом сайте потребуют ввести реквизиты карты. Как только вы сделаете это, жулики получат доступ к вашим средствам.

Что делать?

Не водите реквизиты на подозрительных сайтах и сервисах. Банки никогда не попросят клиентов сделать тестовый перевод.

Итак, мы описали самые распространенные схемы, которые используют мошенники для выманивания денег со счетов и карт. Чтобы ваши средства были в безопасности, мы выделили несколько ключевых правил:

- не пишите ПИН-код от карты на бумаге. Лучше запомните его и меняйте раз в четыре месяца;

- при использовании банкомата прикрывайте клавиатуру рукой, когда вводите ПИН-код;

- не пользуйтесь бесплатным wi-fi, когда оплачиваете покупки в интернете;

- адреса сайтов, на которых вы совершаете покупки, должны начинаться с префикса https://;

- в сообщениях от банка может быть указан только телефонный номер контактного центра «8 800…», а не номер мобильного телефона.

Ну и главное, никогда не передавайте данные вашей карты сторонним людям.

Совершать покупки в интернете и пользоваться банковскими картами – это удобно и безопасно. Главное – распознавать основные уловки, которыми пользуются мошенники, и не попадаться в их сети!

Услуги предоставляет РНКБ Банк (ПАО), генеральная лицензия № 1354 от 20.05.2015. Подробные условия на сайте: https://www.rncb.ru/