Привет всем! В Основах социальной концепции Русской православной Церкви написано о том, что гормональная контрацепция недопустима для верующих женщин, так как она работает по принципу микроаборта. Но ведь есть женщины с инвалидностью, тяжело перенесшие операцию кесарева сечения при рождении одного ребёнка и, следовательно, не видящие в своей жизни рождение детей в дальнейшем. При этом иные методы контрацепции в их случае не настолько просты в применении и надёжны, а также имеется несостоятельный рубец, который является категорическим противопоказанием к новой беременности.
Поскольку к абортивной контрацепции такое же отношение как и к аборту, про такие случаи в Основах социальной концепции написано, что если наступление беременности и её вынашивание серьёзно угрожает здоровью и жизни матери особенно при наличии у неё других детей, то к использованию абортивных средств следует относиться с пастырской снисходительностью. По мнению автора книги "Неудобные вопросы о религии и церкви" митрополита Илариона Алфеева, данный принцип означает, что если женщина в такой ситуации откажется от абортивной контрацепции, она совершает нравственный подвиг, который может быть только добровольным и по силам не каждой женщине. Но если она примет решение не отказываться от абортивной контрацепции, это не осуждается церковью. Как пишет митрополит Иларион Алфеев в своей книге, иногда врачи преувеличивают уровень риска, чтобы снять с себя ответственность за проблемы в состоянии женщины. Многие женщины, несмотря на очень высокий риск, сохраняют жизнь и становятся счастливыми матерями. Но для такого состояния необходима вера. Однако, истинная вера основывается не на мечтаниях о себе идеальной, а на реальном видении возможности такого состояния на уровне минимального комфорта изнутри своего личного физического и эмоционального самочувствия. Если такого видения нет, лучше не рисковать.
Такие ситуации очень похожи на истории из Евангелия, где описано немало случаев противоречия между Христом и фарисеями.
Противоречия возникали из-за расхождений между формой внешнего правила и содержанием в душе человека на фоне его реального опыта. Иисус всегда говорил в таких случаях, что содержание в душе человека на фоне его реального опыта имеет приоритет над внешней формой. Например, по обряду нужно было мыть руки. Фарисеи спросили у Иисуса: "Почему твои ученики не моют руки?" Он им ответил: "Не то, что входит оскверняет человека, но то, что выходит оскверняет человека". То, что выходит - это мотивы человека в душе на фоне его реального опыта. То есть оскверняют женщину не таблетки, а помыслы, с которыми она их принимает. Если отказ от детей происходит с целью сэкономить время и пространство для своих удовольствий, то это безусловно грех. А если есть категорические противопоказания к новой беременности с точки зрения физического состояния, это норма. Понятие греха и добродетели зависит не столько от внешней формы правила, сколько от внутренних мотивов человека на фоне его реального опыта. Кроме того, есть грех как дальность человека от совершенства и как осознанный плохой поступок. Это вещи разные.
Ещё пример. Фарисеи увидели, как ученики Христа срывали в поле колосья пшеницы, чтобы съесть зерна. Этим нарушался обычай о запрете работы в выходной день. И поэтому фарисеи апостолов осудили. А Иисус ответил фарисеям: "Разве вы не знаете, что царь Давид, проголодавшись, ел хлеб, предназначенный только для священников? Он имел в виду, что можно нарушить внешнюю форму, если её соблюдение угрожает жизненно важным возможностям человека.
Церковь также против ЭКО с помощью донорского материала. Лично для себя я считала бы данный метод недопустимым, но не потому что официальная церковь против этого, а потому, что я отношусь к материнству как к долгу, принимаемому на себя в браке, а не средству для того, чтобы решить какие то свои физические и/или эмоциональные проблемы. Но ведь кто- то действительно хочет детей именно для того, чтобы отдать часть ресурсов по силам от души, но есть проблемы со здоровьем или не складывается личная жизнь. Данный метод может помочь этим людям и никто его запрещать не вправе. Мне кажется в этой ситуации тоже следует относиться к людям с пастырской снисходительностью. Тот кто откажется от ЭКО в такой ситуации совершает нравственный подвиг, который по силам не всем. А тот, кто не откажется, не осуждается.
Хотя Евангелие написано 2000 с лишним лет назад, а ситуации и проблемы остаются теми же, как и в его времена, хотя речь идёт уже о совершенно новых технологиях и достижениях.
Всем пока!