Найти тему

Книги моего детства: "Амурские сказки", "Таёжные сказки"

132 прочитали

Знаю, что хвастать нехорошо, но ничего не могу с собой поделать. Мало того, что намеренно буду сейчас хвастать, ещё и осуществлю сие предосудительное действие в особо циничной форме: в красках и со смакованием отдельных подробностей. Предметом же разнузданного бахвальства станут три книги из моего детства, одна из которых бок о бок со мной с ранних лет, а две другие - это переиздания, пришедшие ко мне по почте 21 марта сего года.

На фото новинки моей библиотеки: слева - "Таёжные сказки", справа - "Амурские сказки".
На фото новинки моей библиотеки: слева - "Таёжные сказки", справа - "Амурские сказки".

Всех, кого заинтересовал, приглашаю сесть поудобнее в уютное кресло-качалку, включить настольную лампу с узорчатым абажуром, налить кофе и перейти к пикантным подробностям.

Книги "Таёжные сказки", 2016 (ISBN: 978-5-9268-1616-4) и "Амурские сказки", 2016 (ISBN: 978-5-9268-1526-6) выпущены издательством "Речь" г. Санкт-Петербург. Я не помню, когда впервые была выпущена книга "Таёжные сказки" и издавалась ли она ранее, но "Амурские сказки" мне знакомы с самого раннего детства. У меня до сих пор хранится изрядно замызганный от частого чтения экземпляр 1975 года, вот он на фото:

"Амурские сказки" 1975-го года издания.
"Амурские сказки" 1975-го года издания.

Сказки Дмитрия Нагишкина издавались неоднократно и гораздо раньше, но неповторимый колорит придали им иллюстрации Геннадия Павлишина. Именно в 1975 году "Амурские сказки" с иллюстрациями Г. Павлишина были изданы впервые. И в том же году художник Геннадий Павлишин, что называется, "проснулся знаменитым", получив на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе одну из высших наград - "Золотое яблоко" за свою работу над этой книгой.

Геннадий Дмитриевич Павлишин - коренной дальневосточник. Родился 27 августа 1938 года в Хабаровске, где и живёт в настоящее время. В 1964 году он окончил художественное училище во Владивостоке. Пять лет работал в лаборатории этнографии ДВО АН СССР там же - во Владивостоке, что дало ему возможность объездить родной край и изучить быт и искусство коренных народностей Приамурья.

Книга "Амурские сказки" - одна из немногих, сохранившихся из моего детства; я часто переезжал, один раз мы даже пострадали от пожара, поэтому, мало что уцелело, но эта книга волшебным образом не покидает меня. Книга младше меня всего на один год. За долгую жизнь она утратила суперобложку, между блоком и переплётом расползлись трещины:

Моя зачитанная книга.
Моя зачитанная книга.

Корешок с одной стороны оторвался по всей длине (на фото это не видно), коленкор полинял. В общем, книга не в лучшей форме. В какой-то момент мне стало жаль книгу и я решил её отреставрировать. Но, порывшись в интернете, понял, что овчинка выделки не стоит. Во-первых, после реставрации книга всё-равно утратит аутентичность, во-вторых, нет суперобложки (а новодел - это и есть новодел), в-третьих, реставрация стоит дорого, дешевле купить новый экземпляр того же издания на букинистических развалах в интернете.

И тут-то мне попался на глаза сайт издательства "Речь", на котором я узнал о переиздании книги "Амурские сказки" и ещё пяти книг с иллюстрациями Геннадия Павлишина. Тогда я решил свой экземпляр пока не трогать - отложить до лучших времён. А вместо реставрации заказать новую книгу, а в довесок к ней (чтоб ей одной не скучно было в дальней дороге) присовокупить "Таёжные сказки". Вот таким причудливым и в какой-то степени случайным образом эти книги оказались у меня.

Но вернёмся к моему старому экземпляру, и прежде чем любоваться новинками, перелистнем несколько страниц, некогда замусоленных моими детскими ладошками. Вот одна из моих любимых картинок из удэгейской сказки "Семь страхов". В детстве я пытался её перерисовать, но "так и не вышел у Данилы каменный цветок", вернее, вышел, но не так, как хотелось бы:

Одна из моих любимых иллюстраций в книге "Амурские сказки".
Одна из моих любимых иллюстраций в книге "Амурские сказки".

В детстве, в самой ранней фазе своего умственного развития, читая "Амурские сказки", я восхищался Дальним Востоком - далёким и загадочным краем, где происходит столько волшебства и всё вокруг говорящее и разумное - звери, птицы, духи; восхищался рекой Амур и Приамурьем. А потом вдруг с удивлением узнал, что и сам, оказывается, живу на Дальнем Востоке в Амурской области и все волшебные события происходили (а может, и происходят) в непосредственной близости. Как же я был рад.

Ещё одна любимая сказка и картинка из неё "Как медведь оленеводом был":

Иллюстрация для сказки "Как медведь оленеводом был".
Иллюстрация для сказки "Как медведь оленеводом был".

На этом я больше не буду тревожить свою старую книгу; уберу её в сервант на полку. А мы с вами перейдём к детищам издательства "Речь". Продолжим с "Амурских сказок". Вот так выглядит книга в современном исполнении:

Книга "Амурские сказки" 2016 года издания.
Книга "Амурские сказки" 2016 года издания.

Переплёт отличный, добротный, роскошный даже: блинтовое тиснение, шелкография в три цвета, тигры позолочены. Но... роскошь - это ещё не значит безукоризненность. Лично мне оформление передней крышки переплёта не очень нравится: много мелких однотипных объектов, которые сливаются в сплошной фон. Надписи с названием книги, автором сказок и иллюстраций написаны наимельчайшим шрифтом по периметру и вообще не видны. Если бы я был дизайнером, выбрал бы для обложки хорошую иллюстрацию - объёмную, чёткую, сделал бы крупную надпись "Амурские сказки" и сверху чуть мельче, но чёткую надпись с именем и фамилией автора, снизу - художника.

Кстати, для обложки вполне подошёл бы удэгеец с луком и стрелами с форзаца, приведённого мной выше (см. третье фото сверху).

Внутри же, почти всё, как и в предыдущих изданиях - те же иллюстрации, поражающие воображение:

И снова неповторимая иллюстрация Геннадия Павлишина.
И снова неповторимая иллюстрация Геннадия Павлишина.

Стиль Геннадия Павлишина очень своеобразный: фотографически точный реализм, по которому можно изучать растительный и животный мир юга Дальнего Востока, сочетает в себе модернизм в виде направлений art nouveau и art deco. Если очень упрощённо, то art deco - метод изображения с помощью этнических орнаментов, причём, орнаменты обязательно роскошные, без излишнего аскетизма. Посмотрите, как на следующей иллюстрации изображены звери - с одной стороны это знакомые всем нам лиса и медведь, а с другой - всего лишь закруглённые линии, орнамент, узор:

Иллюстрация Геннадия Павлишина, выполненная методом art deco.
Иллюстрация Геннадия Павлишина, выполненная методом art deco.

О самом тексте долго рассказывать не буду. Скажу лишь, что книга понравится всем, кто любит Дальний Восток, рыбалку, охоту и нашу неповторимую приамурскую тайгу. И тем, кто читал её в детстве.

Теперь перейдём ко второй книге - "Таёжные сказки". В ней собраны нанайские и ульчские сказки (похожие на предания и легенды), записанные Андреем Пассаром, Юрием и Лидией Сем, Клавдией Белобородовой, Александром Росугбу. Так же, как и в "Амурских сказках" главные герои книги таёжники - ловкие и умелые охотники и рыбаки, вступающие в неравную схватку с железной птицей Кори и таёжные птицы и звери - умные и глуповатые, хитрые и добродушные.

Но, если я про оформление передней крышки переплёта новых "Амурских сказок" сказал, что оно мне "не очень нравится", то оформление "Таёжных сказок" мне не нравится совсем. Я уже высказывал своё мнение: для обложки подошло бы что-то простое - лучник со стрелой. Тут именно так и есть: Мэргэн с луком и стрелами верхом на рыбе-калуге . Но зачем эти осколки повсюду? Даже зеркалка еле смогла сфокусироваться, чтобы сфотографировать обложку. Тысяча мелких осколков, брызг, клякс, лоскутов, обломков чего-то. Абстракция, в месиве которой потерялось всё: и наш славный Мэргэн, и калуга, и название книги, и имя художника:

Не очень удачный на мой взгляд дизайн верхней крышки переплёта "Таёжных сказок".
Не очень удачный на мой взгляд дизайн верхней крышки переплёта "Таёжных сказок".

А под обложкой всё та же умиротворяющая идиллия и всё те же замечательные иллюстрации, они стоят того, чтобы потерпеть внешнюю вычурность переплёта:

Завораживающий мир иллюстраций Геннадия Павлишина.
Завораживающий мир иллюстраций Геннадия Павлишина.

Иногда иллюстрации занимают целый разворот. Одни из них более реалистичны, другие более фантазийные, но все выполнены с душой, с любовью, во все вложен колоссальный труд и талант:

Разворот книги "Таёжные сказки".
Разворот книги "Таёжные сказки".

Иллюстраций в вышеприведённых книгах очень много. Я не стал делать много фотографий, чтобы не перегружать пост, да и фотографии всё равно не передадут так, как мне хотелось бы вам показать. Лучше смотреть на иллюстрации Геннадия Павлишина, листая страницы книг, что я и делаю уже пару вечеров подряд. Заодно и текст читаю - и словно проваливаюсь в детство.

Да-да, именно так.

#дальнийвосток #сысоев #книги