Вот и пришло время замахнуться на классику вестерна. В данном случае объектом обзора станет первая часть кавалерийской трилогии Джона Форда под названием «Форт Апачи», вышедшая в 1948-м году. Продолжениями стали ленты «Она носила желтую ленту» и «Рио Гранде». Главные роли в нем сыграли Джон Уэйн и Генри Фонда («Меня зовут Никто»).
На этот раз антагонистами кавалеристов США стали не отдельные персонажи, возглавлявшие свои группировки, вроде Ульзаны («Набег Ульзаны») или Викторио («Винтовки апачей»), а целая плеяда вождей, прямо доска почета, где главную роль выполнял Кочис, затем Джеронимо, Эш-кел-да-сила, и почему-то Сатанта, предводитель кайова. Последний, видимо, чего-то попутал по адресу и не там дорогу перешел. Еще мелькал отряд Диабло, но его быстро почикали.
Сюжет фильма таков. В Форт Апачи для принятия командования прибывает бывший генерал Гражданской войны, а ныне подполковник Оуэн Фёсдэй, то бишь Thursday (англ. – Четверг), которого играет Генри Фонда, в этой роли местами похожий на нынешнего Джонни Деппа. Хотя, как ожидалось тамошним гарнизоном, управлять должен был стать капитан Кирби Йорк (Джон Уэйн). С бывшим генералом приезжает его дочь Филадельфия (Ширли Темпл). По дороге к ним прибивается, или наоборот, лейтенант Майкл О`Рурк (Джон Агар), которого на почтовой станции встречают четверо престарелых сержантов-раздолбаев. Подполковник Четвергов считает форт протухшей дырой, а апачей полудохлыми вырожденцами в пику великим и ужасным сиу и шайеннам. Добравшись до места назначения, подполковник устраивает разнос всем встречным и поперечным по поводу дисциплины и порядка.
Как оказалось, вновь прибывшие уже знакомы с офицерским составом. Если у Микки Рурка здесь в чине старшего сержанта служит отец, тоже Майкл. То Четвергов учился вместе с капитаном Коллингвудом в Вестпойнте. Почти всю треть фильма женщины бегают на пальчиках, улыбаются и обнимаются. Того и гляди, запоют, начнут танцевать, и все превратится в мюзикл а-ля картина «Билет в Томагавк». Нечто вроде этого и произошло на 41-й минуте, когда появился заслуженный поющий ковбой Голливуда Дик Форан, и под аккомпанемент аккордеона и гитары исполнил балладу. Только Четвергов ходит кругами и злобно усами шевелит.
Собственно, из всех 2 часов 7 минут, сколько длится фильм, на долю вестерна приходится всего минут двадцать пять. Первым эпизодом стал разгром группировки Диабло, которому в виде приманки в стиле Чингисхана был послан отряд из пяти человек под командованием Микки Рурка. Так Четвергов решил отомстить Рурку-младшему за то, что тот прогулялся с его дочуркой. Видел бы он, как его Филя с самого начала картины искоса посматривает на Микки, будто хочет изнасиловать того в нежной форме.
Второй эпизод здесь самый основной и является прямой отсылкой к поражению Джорджа Кастера при Литтл Бигхорн. Только здесь не позлорадствовали сиу с шайеннами, а апачи. Поэтому то и объединили несколько вождей, где одного не с той корзинки взяли. К тому же уместили все действо в десять минут. Четвергов поддался на собственную же уловку в манере Чингисхана и прямиком заехал в засаду апачей, которые те очень любили устраивать. Кадры, где подполковник стоит с револьвером в руке в окружении солдат, очень напоминают иллюстрации разгрома Кастера.
В остальном метраж фильма по времени много занимают кадры скачек, снятые в долине Монументов, облюбованной Джоном Фордом.
Или сценарная линия муштры и строевой подготовки новобранцев, когда на них орут раздолбаи-сержанты, или призывники пытаются проехать на лошадях и постоянно с них падают. Вероятно, это был актуальный юмор для тех лет в США. Как и шутка со сломанным креслом, в которое со всего размаху уселся Четвергов.
Отдельной темой в фильме стал алкоголь. Хотя, со времен «сухого закона» и прошло пятнадцать лет, но он в стране у населения, видимо, еще икался. К примеру, Четвергов впервые заходит в свой кабинет по прибытии в форт, и сразу же лезет в шкафчик, откуда достает флакон. Или интендант, у которого заначка из четырех пузырей в стуле. Про линию сержантов-раздолбаев во главе с Фестусом Малкахи, вообще, помолчу.
Про любовную линию тоже помолчу. Над судьбой Микки и Фили так трясся весь гарнизон, что в итоге у них родился ребенок. Джон Уэйн все-таки стал командующим фортом, а Четвергов с его подачи заработал славу, о которой мечтал весь фильм (посмертно).