В Государственном Русском музее Санкт-Петербурга проходит выставка, посвященная 165-й годовщине со дня рождения Михаила Александровича Врубеля (1856–1910).
Впервые собраны и представлены вместе полотна Врубеля из Государственного Русского музея, Третьяковской галереи и частных коллекций.
Его творческие поиски и достижения намного опередили свое время.
На выставке представлены картины и рисунки художника, которые собранные вместе мало кто видел.
Он писал свои картины словно из будущего, для своего времени они необычны, абстрактны и импрессивны.
В них он изображал не то что внешне похоже, красиво, то что многим нравится, приятно для глаз, а наоборот то что спрятано за фасадом человека, сюжета, и сделать все это так драматично, так сильно как смог в то время сделать только Врубель.
Его полотно «Демон сидящий» не был принят публикой.
Врубель говорил: «Они путают Демона с чертом, ведь Демон с греческого значит – душа».
Демон на картине Врубеля пытается понять где его место в этом мире.
На полотне «Демон летящий» он еще более печален, картина не была закончена художником.
Полотна рождались в муках, много раз переписывались.
Врубель писал свои полотна особенным стилем, крупными, грубыми, нетерпеливыми масками.
Кажется, что это не живопись, а мозаичное панно.
Высокой духовностью отмечены созданные им портреты современников и пейзажи, произведения, навеянные русской и античной мифологией и классической литературой.
Необычна и картина «Царевна-лебедь».
Царевна-Лебедь – героиня "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов.
Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н.А.Римского-Корсакова (1900).
Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель (1868–1913).
"Все певицы, поют, как птицы, а Надя – как человек!" – говорил о ней Врубель.
Но картина – не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне ее проявления в мире.
В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни.
Художник наделяет свой образ демоническими чертами.
Царевна-Лебедь – существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную.
Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката.
Он передает ускользающее движение уходящей царевны.
Изображение кажется бесплотным призрачным видением
Очень большую роль в ней играет не только изображение, если присмотреться к полотну, то можно заметить тревожный взгляд больших глаз «Царевны- лебедя», розовые оттенки заката играют на крыльях, одежде на лице.
В этой картине потом, разглядят трагическое предчувствие …
Полотно «Царевна-лебедь» на которое вдохновила художника его жена,
Надежда Забела-Врубель своим взглядом словно прощалась с художником.
На портрете сына художника маленького Саввы, так же трагический прощальный взгляд.
После смерти сына, художник долгие годы проведет в психиатрических лечебницах, но все равно продолжал творить.
На выставке так же представлен цикл больничных рисунков Врубеля.
Поздний период его творчества графический.
Он иногда сознательно лишал рисунка цвета.
Между приступами болезни Врубель напишет свое последнее полотно – «Шестикрылый Серафим».
Критики назовут эту картину – возрождением художника, но болезнь все дальше и дальше будет погружать его в пучину небытия…
Посетителей на выставке достаточно много даже спустя месяц после открытия. Любители искусства фотографируют экспозиции, бродят по залам с экскурсоводами, слушают аудиогиды.