Словосочетание «страна-колония» в XXI веке звучит не просто непривычно, а даже дико. Но по факту, колониальная эпоха в наши дни продолжает существовать — изменилась только ее внешняя форма, став более «гуманной».
Как вы уже догадались, инструментом колониальной политики является доллар США, потоками которого управляют ФРС и МВФ. Как выглядит эта схема?
Чтобы получить контроль над другой страной нужно просто дать ей в долг — это запускает механизм, попав в шестерни которого жертва уже не может выбраться. Когда МВФ предоставляет кредит какой-то слабой и бедной стране, у последней есть три варианта траты этих денег. Рассмотрим их все по порядку.
Первый и наиболее часто рекомендуемый МВФ вариант — сложить доллары в хранилище в качестве резерва для якобы укрепления собственной валюты. Но за обслуживание долга приходится платить проценты — лежащие «мертвым грузом» деньги становятся дорогим удовольствием. Значит их нужно куда-то безопасно пристроить, чтобы хоть что-то с них получать. Но куда?
Разумеется, в самые надежные облигации в мире — казначейские ценные бумаги США. Да, доходность у них всего около 2-3% в год, но это лучше, чем ничего. При этом страна-должник платит за свой долг от 5% годовых в зависимости от своего кредитного рейтинга, выставленного агентствами США. Чем страна беднее — тем выше ее процент.
Получается, что доллары возвращаются назад в США, но другая страна ежегодно ей платит за это. За что же она платит, если в итоге ничего не получила? А платит она за право в нужный момент быстро воспользоваться этими деньгами для защиты собственной валюты.
Но откуда ее валюте может прийти угроза? Одним из обязательных условий предоставления займа со стороны МВФ является либерализация валютного рынка должника, т. е. полного его открытия. А уже на открытый рынок при желании легко проникают западные фонды и спекулянты, угрожая обвалить местную валюту. То есть, несчастный заемщик просто платит рэкетиру за то, чтобы тот его не трогал.
Второй вариант траты займа — импорт товаров из страны-метрополии. Дело в том, что кредит выдается в долларах, а значит их можно использовать только для покупки на внешних рынка, ведь на внутреннем валюта не нужна.
Дальше все упирается в то, какие именно товары будут куплены на этот кредит. Если страна-должник приобретает оборудование для импортозамещения и создания высокотехнологичных отраслей экономики, то такой шаг для нее оправдан. Но для этого необходимы сильная политическая воля, долгосрочная программа развития, отказ от сиюминутной прибыли и, что самое главное, согласие метрополии на такое развитие.
Примерами таких стран являются Япония и Южная Корея - им по политическим причинам позволили поднять собственную экономику.
Но есть и вторая группа товаров, которые должник может приобрести на полученные в кредит деньги — готовая продукция, в т.ч. предметы роскоши и удовольствий. Таким образом, страна попадает в долговую петлю и уже не может рассчитаться по своим обязательствам.
Сразу вспоминается встреча между Гайдаром и Паничевым, который предлагал план по спасению станкостроения в России. Диалог продлился всего минуту и закончился фразой реформатора: «Да кому нужны ваши станки?! Понадобятся — мы все за рубежом купим».
И последний вариант траты займа — разворовать его и вывести на иностранные счета. В итоге, деньги снова возвращаются в метрополию, страна-должник глубже погружается в долговую яму, а на руководство колонии появляются дополнительные рычаги давления. Если возникнет конфликт между их страной и кредитором, то они будут на стороне последней, чтобы не потерять свои сбережения.
Именно поэтому ФРС и МВФ заинтересованы в нахождении во власти в таких странах коррумпированных людей. Так что все эти лозунги США о борьбе с коррупцией являются ложью, а их конечная цель - поставить во главе своих «плохих парней».
К сожалению, для многих бедных стран единственным способом отдать долги является получение нового кредита под еще больший процент, ведь их кредитный рейтинг становится все хуже и хуже. А для этого им приходится выполнять все требования метрополии и МВФ, попадая в еще большую зависимость.
Ситуация доходит до того, что некоторые страны не могут обслуживать даже проценты по своим обязательствам и вынуждены брать на это новые кредиты. Деньги при этом не уходят из страны кредитора, просто увеличивая виртуальный счет должника, который расплачивается за него своими ресурсами и трудом собственного населения.
Средневековые Генуя, Венеция и Флоренция считались государствами, овладевшими искусством долгового контроля и ростовщичества на высшем уровне. Но то, на что сейчас способны МВФ и ФРС, им даже и не снилось.
Телеграмм-канал "Разумное инвестирование" - дополнительные материалы, инфографика, статистика.
Всем спасибо за внимание!