Многослойная тема, которой открываю серию постов о родительстве, подростках и где эта нехитрая комбинация начинает сбоить.
Помимо практики консультирования, уже год я работаю в школе педагогом-психологом. И через этот опыт готова бесконечно делиться наблюдениями.
В школе мой клиент- не только ребёнок, вся система, начиная с самого верха. Но в основе всё же дети, их интересы и процессы. И благодаря этому опыту я имею прекрасную возможность видеть всё своими глазами, понимать, поддерживать, быть рядом, давать право знать, что я здесь. Без насилия над психикой, личностью и дисциплинарных взысканий.
Про насилие пользой.
Ограничивающие убеждения из детства у всех плюс минус схожи: "Что ты лежишь, лучше бы что-нибудь полезное сделал(а)? Хватит есть эту гадость! Занимайся спортом, это полезно! Вон сын (дочь) тети/дяди Маши/Вани уже скоро адронный коллайдер запустят, а ты всё опять в своём телефоне/ноутбуке/компьютере". Список бесконечен, это самые популярные.
Про курение и алкоголь даже говорить не стоит, это поголовно, какого родителя не возьми, никто не то чтобы не пробовал, даже думать не смел.
Во что выливается подобная "польза" про правильное питание, сделай что-нибудь полезное известно уже сегодня. Ребёнок подрастая обнаруживает в себе категорическое отрицание ряда того, что от него требовалось, но не из чувства "просто не хочу", а назло бабушке отморожу уши, всё из мести. И часто, уже во взрослом возрасте трудно отделить, это он такой самостоятельный и независимый, делает то что он правда хочет, или это он всё ещё назло не делает то, что его заставляли.
Так например, "чего ты опять сидишь в телефоне, сделай что-то полезное, почитай книгу" не работает, так не прививается любовь к чтению, а в принципе личным примером, а не порицанием.
Частый запрос от родителей "Он не вылезает из этих дебильных игр, что делать?", ну во-первых, открою секрет, не все игры дебильны, и если взрослый по каким-то причинам не понимает до конца как там всё устроено и не допускает, что игры в том числе развивают стратегическое мышление и межполушарные связи, то возможно ему стоит проявить интерес и узнать чуть больше.
Про гаджеты моё любимое, не устану цитировать Зицера "Не в гаджете, а где? Каким проектом вы хотите его заинтересовать?". Давайте будем честны, дорогие взрослые, от слова дисциплина у большинства комок подкатывает к горлу и хочется свежего воздуха🤢
Я предпочитаю заменять его на "системность" или "системный комплексный подход".
Важно, чтобы импульс мотивации шёл изнутри, а не извне, не был навязан, так будет понимание, где обо мне, а где даже не близко.
Если в 16 подросток регенерирует, как Рассомаха, внедряя в себя подряд всё не полезное, запивая дошик колой и заедая сникерсом, при этом не занимается никакой физнагрузкой, наносит себе вред и другими способами, важно чтобы он понимал, что через десяток лет такого отношения к себе, наступят накопившиеся хронические истории, которые сейчас предупредить проще, чем потом устранять последствия.
Но вопрос, почему он так делает? Часто от того, что таким образом он возвращает себе право на себя, на своё тело. Так бывает, когда родители обесценивают, либо присваивают достижения ребёнка себе, "Это только благодаря нам ты такой" или "Ты ещё ничего не сделал, чтобы иметь своё мнение", " Вот вырастешь, тогда..." вот вырастет, найдёт работу и пойдёт искать хорошего психотерапевта, если сможет себе самому признаться, что есть такая потребность.
И так проходят годы, дети вырастают во взрослых, также как и их родители когда-то,( уловите сейчас эту связь), строят свою жизнь, у них появляются свои дети, которым они что? Правильно, передают то, чем их так заботливо наградили. И ведь на самом деле, когда я говорю заботливо, я не шучу, вот так из поколения в поколение передавалась эта забота.
И исходя из всего, во взрослости долго ещё непонятно, что всё, хватит уже мстить той няне из сада, которая пихала эту кашу, а делать для себя полезно, прислушиваясь к себе, тем близким, которые говорили, никакого телефона или прогулок, пока то то и то то, а можно разрешить себе всё самостоятельно, а читать то что нравится и не виниться об это, не употреблять в лексиконе "Никак не могу себя заставить сделать.." никогда ничего про пользу уж точно из позиции "заставить" не выходило, всегда говорите себе, "я могу с собой договориться".
Хотелось бы закончить, что все истории вымышлены и любое сходство случайно, но увы...это всё ежедневно звучит на моих консультациях. И уже сегодня мне, не только как психологу, но и как родителю под силу исправить эту системную ошибку.
Вы со мной?😉
Можно комментировать, репостить, обмениваться мнениями, оставлять обратную связь↔️
#топблог
#поделисьзнанием
#понятнаяпсихология
#психолог #детскийпсихолог #психологклимова #психологонлайн