«Мой муж решил филобутонистикой заняться», – с ходу поделилась «тревогами» со своими подругами одна веселая, озорная дама, усаживаясь за столик в уютном кафе, где они время от времени собираются, отдыхая от домашней суеты. И, чтобы разыграть их наверняка, сказала об этом совершенно серьезно, вдобавок изобразив печаль на своем лице.
Розыгрыш удался – после слов утешения и сочувствия, очередного разоблачения мужчин с их козлиной сущностью, последовало разъяснение, и женщины повеселились на славу, подтрунивая теперь уже над «странными, особенными и своеобразными» мужчинами.
Действительно, нет причин печалиться и сокрушаться – филобутинистика означает всего лишь безобидное коллекционирование пуговиц, которое может быть почти ясным по смыслу и даже финансово перспективным – например, пуговицы времен Екатерины II оцениваются в несколько тысяч долларов.
Скоро де Забава наряжается
«Ну, собирать пуговицы в кучки и по отдельности (коллекционировать) – это сущий пустяк, безделица и не затратное дело». Не скажите, не скажите… Раньше пуговицы изготавливались вручную как настоящие произведения искусства. Поштучно изготавливались. Из драгоценных камней, из злата-серебра и расписывались эмалями. В больших количествах их привозили из заморских стран и в таких же количествах пришивали на одежду.
История не умолчала про случай в XV веке, когда вдове отдали четыре плаща её погибшего мужа со 126 золотыми пуговицами на них. А былинная Забава просто поражает воображение: «Скоро де Забава наряжается: надевала шубку соболиную – цена-то шубке три тысячи, а пуговки – в семь тысяч»
У вас в коллекции пуговицы «от Забавы»? Вашей коллекцией можно восхищаться.
Утереть нос пуговицами
Раньше это можно было сделать во всех смыслах. Женщины не сразу оценили преимущество пуговиц перед булавками и завязками, а мужчины быстренько сообразили что к чему и… давай очаровывать женщин неимоверным количеством всяких разных пуговиц на своей одежде. Хроники Германии XVI века свидетельствуют, что модники пришивали до 500 пуговиц на костюм, утирая нос своим конкурентам.
Вездесущий Пётр I своеобразно решил защитить казённое армейское сукно от порчи – он распорядился пришивать большое количество пуговиц на обшлаги мундиров. Возможно, кто-то по неопытности вытирал нос таким рукавом. Точнее – пуговицами.
У вас в коллекции пуговицы допетровской России и времён Петра I? Вы явно утерли нос многим коллекционерам.
«Да бежат бесове, вся сила вражия»
Кто-то из историков неосторожно предположил, что пуговица изначально выполняла другие функции, чаще всего декоративные. А на Руси – еще и магические. И осведомленные во всем посетители специализированных форумов до сих пор с удовольствием дискутируют об этимологии слова «пуговица». Кому-то ближе ивритское «поймать, захватить», другим – греческое «выпуклость, холмик»… Мне нравится русское толкование: «пуговица» и «пугать» – однокоренные слова.
В языческой Руси пуговицы использовали как оберег. И такие пуговицы-обереги были по сути небольшими бубенчиками, в полость которой помещался кусочек олова или дробина. Наверное, такого приглушенного звука было достаточно, чтобы прогнать нечистую силу.
Видимо, на Руси нечистая сила очень нервная. И обидчивая – покажешь фигу в каждый угол дома и нет этой пакости в жилом помещении.
А про «лечебную» пуговицу от Николая II писали даже в зарубежной прессе. В 1930-х годах один крестьянин Уфимской губернии всех лечил пуговицей последнего российского самодержца. Причем, все как один излечивались. Судя по сообщениям прессы, конечно.
У вас есть в коллекции пуговица-оберег? Значит, ваш дом – практически лечебно-оздоровительный профилакторий.
Застегиваемся на правую сторону… Застегиваемся на левую
В связи с пуговицами уместно коротко упомянуть Тайну мужской и женской застёжки на левую или правую сторону. С мужчинами всё просто и ясно: мужчины-воины и сейчас приближаются к противнику, двигаясь левым, (в древности – защищенным щитом), плечом вперед. Левая пола одежды внахлест находит на правую, дабы не образовывалась «предательская» щель для вражеского клинка. Правая рука свободна для решительных действий.
С женщинами еще проще и понятнее – чтобы не делать, лишь бы поперек мужчинам. Вот и застегиваются как попало – не разберёшь на какую сторону. Это я про женский унисекс тоже.
Коллекционировать пуговицы легко и приятно как мужчинам, так женщинам. Мужчинам – легче и приятнее. Детям – опасно. Могут проглотить или подавиться. Если кто-то из мужчин тоже собрался заняться филобутонистикой, помните: ваш главный «враг» – жена-рукодельница.