«Дело было не в бобине — шимпанзе сидел в кабине!»
Знаете, почему студии не очень-то любят давать Тиму Бёртону тонны денег на блокбастеры? Нет, дело не в том что дядька шибко контркультурный, бунтарь, или ещё чего такое. Уж не бунтаристее Питера Джексона, стартовавшего с копеечного трэшака вообще без сценария на руках. Дело даже не в том, что когда-то боссы WB режиссёра выперли на мороз после слишком уж мрачного и взрослого «Бэтмен возвращается». Просто как-то раз Тимке выдали те самые бесконечные бюджеты и подзабытую франшизу… получилось настолько странно, что даже при условной окупаемости, сиквел заказывать отказались.
Чтобы не повторять всё то, что мы уже однажды видели — историю знатно осовременили, но это если не особо приглядываться. Так-то всё ровно о том же — космос, малопонятные мотыляния во времени, и беспомощные попытки объяснить как оно вообще должно бы было работать. На этот раз, человеки додумались доверить шимпанзе управление космическими челноками, стартующими с орбитальной станции. Причём, граждане тут собрались настолько оптимистичные, что запулили одного такого «пилота» выполнять сложнейшие операции прям перед надвигающейся электромагнитной бурей. Сначала пропал маячок, потом пропала связь, а потом пропал и куратор по обучению обезьян премудростям космических полётов. Грохнулся дядя вместе со своим пепелацем где-то в джунглях, тут же наткнулся на бегущих куда-то бомжей, и мгновенно оказался в плену у обезьян, которые всех желающих кого-то здесь чему-то обучить, приводят в чувство. Для начала — своим внешним видом и (не)прямохождением. Если не доходит — отрезвляющими звиздюлями, а то бродят тут всякие, человеков с панталыку сбивают. И так своих «защитников прав животных» девать некуда — порядочным обезьянам привычную рабовладельческую жизнь портят.
Может показаться, что проблема фильма в хреново поставленных батальных сценах, особенно учитывая что именно на них делался упор в трейлерах, но это не совсем так. Да, Бёртон нихрена не умеет в эпик, как бы ни старался, и сколько денег бы ему на это всё ни давали. Но история тут скорее про то, как одни говорящие обезьяны быкуют на других таких же, а залётный человек пытается выгрести из всего этого дерьма. Ну и конечно же добирается до обескураживающего факта — никто не поможет, его мир давно погиб, осталось только доживать свой век тут, среди полуразумных людей. Впрочем, они тут вполне себе спокойно говорят, например. Да и прилетевший, в нарушение всех заявленных в рамках фильма законов, шимпанзя, конечно же спасает бедолагу — теперь можно сесть в пепелац и радостно отбыть восвояси. На каком таком топливе эта байда перемещается, и где его запас там вообще хранится — неизвестно. Как, впрочем, не очень-то понятно, происходит дело всё-таки на Земле или эту самую орбитальную станцию пришвартовали где-то ещё? Кстати, чтобы не объяснять, что вообще произошло, на «записи» со станции наложили столько шумов и помех, что разобрать всё это попросту нереально — ну удобнее же, чем сочинять зверскую околесицу, которая всё равно всё сделает ещё хуже чем есть! Тут вон и так вкорячили максимально глупый план по противодействию обезьяньей армии — накопить остатки топлива и бахнуть по самым нетерпеливым. То ли бензинчик у вас там разбавляют, то ли кто-то таки добился огнеупорности приматов — толку, как от пары петард, блин! Это вот таким макаром инфернального генерала Тейда собрались побеждать? Я уж молчу про гениальнейшую завязку… блин, серьёзно, кто додумался использовать шимпанзе для выполнения задач в космосе? У вас тут недавно бутлерианский джихад случился? ИИ резко вышел из моды? Что за бред-то вообще?
Самое интересное, что при всех косяках, фильм получился наиболее близким к первоисточнику — ну, по крайней мере, это относится к противостоянию пацифистов и военщины в социуме обезьян, и к финалу, где главгерой прибывает на Землю-матушку, а там уже всё сплошь в таких же обезьянах, от которых он только что свалил. Ну и да, конечно здесь образ приматов сильно изменили — касается это как общего дизайна всего, так и повадок. Это уже не фундаменталистское общество прямоходящих, но отчего-то чрезмерно волосатых граждан. Нет — тут многие двигаются или сгорбленно, или вообще почти на четвереньках, ведут себя довольно диковато, и уже как-то более-менее от нас с вами отличаются. Правда, тоже немного палку перегнули — тот же генерал Тейд вышел настолько невменяемым психопатом, который видимо на досуге откусывает окружающим лица, что его по-идее должны бояться вообще все. Да и в целом какой-то диссонанс получается — тут у нас и сенаторская республика, и джунгли, и средневековье, и подворотни с чёрными братишками — разве что больших магнитофонов не завезли. Ещё к чему бы очень хотелось прикопаться — совершенно рандомно расставленные отсылки на предыдущие фильмы. Да, пару раз переставление одной фразы в совершенно противоположный контекст срабатывает — но в основном это звучит весьма идиотски. Нет, серьёзно, без этого вообще нельзя было обойтись? Потому что тональность фильма совершенно другая, и эти вот попытки привязать новое к старому делают только хуже. Нам тут и так не объяснили, откуда например гориллы с орангутанами взялись, если на станции содержались только шимпанзе?
Впрочем, вот за что киношку точно можно похвалить — так это за актёрскую игру, потому что грим, он конечно да — отлично выполнен, и актёров некоторых даже под ним узнать можно, но львиную долю впечатления составляет всё-таки отыгрыш. Тут, правда, очень сложно назвать кого-то, кто бы соперничал с невероятно кривляющимся в кадре Тимом Ротом, но в целом каст впечатляющий, да. Марк Уолберг (задолго до того как стать мрачным Максом Пейном), Майкл Кларк Дункан (Джон Коффи в «Зелёной миле»), Кэри Хироюки Тагава (ну Шанг Цунг же!), Пол Джиаматти (Носорог в «Новом Человеке-пауке 2»), Крис Кристофферсон (Уистлер в «Блейде»), ну и Хелена Бонем Картер, куда ж без неё-то в фильмах Бёртона?! Как обошлись без Джонни Деппа — непонятно, зато Чарлтон Хестон и Линда Харрис из первых двух фильмов засветились, хоть и всего на пару минут от силы. Смотреть или нет? Ну, какой-то особой глубины в фильме, и ощущения подтекста, до которого интересно бы было докопаться — нет. Это просто фантастика по мотивам книги, не совсем уж тупой экшон, конечно, но выше 6 из 10 как-то и не тянет поставить. Симпатично, конечно, видно что старались сделать эффектный визуал, который со временем почти не истрепался, но на этом пожалуй и всё. Ну не Бёртону такое снимать, тут нужен какой-нибудь Джеймс Кэмерон, что ли. А то я уже к середине просмотра регулярно стал забывать, как и кого тут зовут, например, впрочем это, похоже, проблема всей франшизы в целом.