Если мы посмотрим на соотношение сил, ресурсов, возможностей Антанты и Центральных держав, то увидим, что перевес практически по всем показателям явно на стороне первого военно-политического блока. Да, Германия обладала мощной промышленностью и сильной армией.
Но союзники кайзера были слабы, на море господствовал британский флот, людские ресурсы Антанты даже до вступления в войну США были больше показателей Центральных держав.
Потому «тотальная борьба на истощение» всегда критиковалась немецкими военными. Планировался быстрый разгром Франции, с дальнейшим сосредоточением сил против России (знаменитый «План Шлиффена»).
Не получилось. Тем не менее, надежда как-то «обрушить» один из главных фронтов (Западный и Восточный, были ведь ещё и второстепенные, вроде Итальянского) не покидала германское командование.
Одним из главных средств для достижения цели стала пропаганда, весьма разнообразная и умелая, направленная на русские войска.
Интересно, что в 1914 — 1915 годах немецкая агитация взывала к монархическим чувствам солдат: в германских листовках говорилось, будто бы войну развязал Великий князь Николай Николаевич (первый Главком в годы Первой мировой), завидовавший императору Николаю II. Или амбициозные генералы, обманувшие правителя.
В этих листовках солдатам советовали обратить оружие против генералов-«предателей» именем царя. Либо сдаваться в германский плен, уходить домой.
«Ни под каким видом я не согласился бы на объявление войны, зная наперед её печальный для матушки-России исход...» (с) РГВИА. Ф. 970. Оп. 3. Д. 55. Л. 162.
Где-то с середины 1915 года характер немецкой агитации начал меняться. Теперь упор делался на критику властей в целом, царский режим обвинялся в отвлечении внимания народа (от внутренних проблем).
Мол, война помогает императору отвлекать народ от борьбы за свои права. Основная цель царской власти в конфликте — территориальные захваты и ограбление побежденных (В. Н. Суряев. Германская пропаганда как средство принуждения России к сепаратному миру. Вестник Пермского университета.).
Русским солдатам предлагали «продать» винтовки и патроны (прием известный и в годы других конфликтов, например, в период Гражданской войны в России). Затрагивались темы материального положения солдат и их семей, военных неудач, непонятных целей войны.
Немцы в своих целях использовали население захваченных территорий и некоторых военнопленных.
«Известно множество случаев, когда сдавшиеся в плен засылались немцами на русские позиции, где те за деньги вели среди солдат агитацию, уговаривая их сдаться...» (с) В. Н. Суряев. Указанная работа. / РГВИА. Ф. 2230. Оп. 1. Д. 315. Л. 329.
Немцы, понимая, что в перспективе «войну на истощение» им не выиграть, тем не менее, готовы были использовать все средства и ресурсы. Агитация у них была поставлена очень хорошо, с 1915 года существовало Центральное бюро для пропагандистской работы.
Немцы (как ранее и японцы) не стеснялись использовать в своих целях российских революционеров. К примеру, германцы раздавали русским военнопленным литературу, причем разнообразную — большевики, меньшевики, эсеры, националисты (окраин) и т.д. Остается только удивляться наивности царского режима в данном вопросе (по крайней мере, о слаженной работе в направлении «расшатать режимы» в Германии или Японии с русской стороны мне неизвестно).
Конечно, до 1917 года немецкая агитация не имела такого широкого успеха, хотя многие известные солдатские восстания и сдачи в плен царские генералы списывали именно на происки германцев.
С 1917 года немецкая пропаганда ещё сильнее усилила «социальный подтекст». Самое главное, что теперь в Русской армии практически беспрепятственно «ходила» самая разная литература: политическая борьба немедленно перекинулась на войска.
Так что в этот период немцы сделали ставку именно на «агитационно-психологическую войну», с листовками, братаниями (во время которых передавались листовки и велась разведка) и убеждениями. Специально почти прекратились военные действия, атаки со стороны германцев. В стремлении продолжить войну обвинялись русские офицеры и Временное правительство.
«...немецкий генеральный штаб поставил это дело широко, организованно и по всему фронту... Груды пораженческой литературы, заготовленной в Германии, передавались в наши окопы...» (с) А. И. Деникин. Очерки русской смуты.
При этом, военачальники и даже А. Ф. Керенский признавали, что контрпропаганда среди солдат практически не велась.
Немцам, даже отправляя солдат на братания, удалось до 1918 года сохранить дисциплину в собственных рядах и... внести свой заметный вклад в развал Русской армии в 1917 году (хотя и других причин хватало, включая накопившиеся социальные противоречия).
Интересные каналы, которые вы можете поддержать.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.