«Во всем мне хочется дойти до самой сути...»
Б. Пастернак.
Все наши публикации о Высоцком, в том числе и настоящая, подтверждают ошибочность утверждения В. Максимова [Владимир Емельянович Максимов (настоящее имя Лев Алексеевич Самсонов; 1930-1995) — русский писатель, политический эмигрант, основатель и главный редактор парижского журнала «Континент»]:
«... Высоцкий не поэт, а социальное явление...».
- В прошлой статье мы рассказали о стихотворение «Баллада о брошенном корабле», которое должно было быть опубликовано в альманахе «МетрОполь». Машинопись этого стихотворения с авторскими правками в настоящее время находится в коллекции Аукционного дома «Литфонд».
Михаил Шемякин очень неожиданно и как всегда талантливо проиллюстрировал это стихотворение.
«... И в конце-то концов-
Я ведь сам сел на мель! <...>
Без меня продолжался великий поход,
На меня ж парусами махнули...».
Терпение добрейшего и прекраснейшего человека и режиссера Юрия Петровича Любимова Высоцкий испытывал своим «беспокойным» характером и частыми срывами и уходами в запой, довольно долгими. Иногда и добрейший руководитель театра был вынужден хоть как-то приструнить своего буйного актера. Временами Высоцкий за очередную провинность отстранялся на какое-то время от участия в спектаклях, в которых он был занят. Высоцкий, конечно, сильно переживал из-за этого и ... сильно пил. Но однажды в этот грустный период временного отлучения от любимого дела и театра он написал печальную, трогающую за душу песню, исполнил ее Любимову ... и снова вышел на сцену.
На рисунке «убитый горем», изрядно подвыпивший Высоцкий. В пьяном угаре чудится ему плывущий по грязной скатерти столовки призрачный, истрепанный корабль с алыми растерзанными парусами.
«... Мои мачты - как дряблые руки,
Паруса - словно груди старухи...».
На стене - афиша, повергшая его в плачевное состояние. В дверях - знакомые фигуры любителей «забыться». Будничная сцена советского бытия.
- О грампластинках. Первая авторская пластинка «Песни из кинофильма Вертикаль» вышла в 1968 году. Затем выходили еще миньоны, но выпуска большого диска в СССР Высоцкий так и не дождался.
«Выйдет ли когда-нибудь большая пластинка с вашими песнями? - Вы знаете, сейчас я предпринимаю очередную попытку сделать такую пластинку. Я бы ее в идеале хотел назвать так: "Песни, не вошедшие в фильмы и спектакли". Не знаю, как мне это удастся. Обещали мне помочь некоторые люди в этом деле. Во всяком случае, я ее запишу, если у меня будет такая возможность. А уж выйдет она или нет, я не знаю. Потому что два моих больших диска так и лежат, и лежат, и лежат...».
Правда, во Франции в 1977 году, впервые за рубежом, вышли три авторских диска-гиганта Высоцкого.
В Министерстве культуры его спросил какой-то чиновник:
- Вы не привезли мне из Парижа пластинки?
-Зачем он вам? Ведь вы можете их издать здесь.
Тогда спросивший подошел к сейфу, вынул оттуда выпущенные во Франции пластинки с песнями Высоцкого и похвалился: «Мне их уже привезли».
При жизни поэта на всех советских грампластинках была представлена 51 песня, в том числе 23 - в диско-спектакле «Алиса в стране чудес».
В нашей коллекции собраны все прижизненные пластинки Высоцкого. В предлагаемой галереи показаны некоторые из них.
- Диссидентство. Нонконформизм. Инакомыслие. Был ли Высоцкий диссидентом? Разумеется нет. Он не принимал участие в политических акциях, как это делали московские противники советского беспредела, такие как Петр Якир - сын казненного Сталиным маршала Якира; поэт Вадим Делонэ, потомок обезглавленного солдатами Революции коменданта парижской Бастилии, поэтесса Наталья Горбаневская - одни из тех, кто получил по три года лагерей за три минуты протеста против ввода советских танков в Прагу. Или погибшие в советских тюрьмах Анатолий Марченко и Владимир Галансков, и еще многие другие узники Совести, чьих имен уже не помнят, а памятника или плиты с именами погибших за демократию в демократической России они, как видно, пока не заслужили. Высоцкий был непримиримым и бесстрашным инакомыслящим, не боящимся «обрыва», идущим всю жизнь по «натянутому канату». Сегодня трудно понять ту смелость, которая позволила Высоцкому «прохрипеть» в лицо Власти: «что вся история страны - история болезни». Он прекрасно сознавал, что за каждую из своих «серьезных» песен он мог «схлопотать» свои восемь лет по всем тогда известной статье. Но он пел и писал. Пожалуй, это больше чем диссидентство. Идеологические отделы КГБ, ведущие борьбу с диссидентством, с нонконформизмом и инакомыслием, прекрасно понимали и чувствовали это и не на минуты не оставляли поэта «без внимания». Об этом Высоцкий напишет:
«...Организации, инстанции и лица
Мне объявили явную войну
За то, что я нарушил тишину,
За то, что я хриплю на всю страну...».
Страна на его «хрип» отвечала одобрительным народным гулом. Коммунистические мракобесы воем и лаем.
Уважаемые читатели! «Библиотека для чтения» предлагает Вашему вниманию проекты:
- «Перфоманс. Библиофильский детектив» в LXXXIV главах, 50 частях. Закончен.
- «История СССР в 456 газетах». Опубликованы 48 глав. Будет закончен в 2022 году к 100-летию образования СССР.
- Книги (Нобелевские лауреаты. Книги авторов по заказу читателей. Превью букинистических аукционов. Редкие и уникальные издания). Опубликованы 17 статей. Будет всегда.
- Высоцкий (Прижизненные публикации. Интересные издания). Опубликованы 17 статей. Будет всегда.