Часть 3. Посад Крохино.
Часть 1 можно посмотреть по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/6291328f4144d5700a41e226/629132a8fc0cdb4cd999cc6d
Часть 2 можно посмотреть по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/6291328f4144d5700a41e226/629d0dc4baebab799e58912e
Стоит заметить, что одной из отличительной особенностью велопоходов конечно является планирование и соответственно время. То, что на машине можно проехать за день, на велосипеде может растянуться на 2 недели. А когда у тебя уже куплены билеты на поезд и обломались планы с автобусом (который почему то не ходит), то даже какие-нибудь 35 лишних километров на велосипеде могут кончится опозданием на поезд в конечном итоге. А еще паром по расписанию ну и т.д. и т.п...
Посещение Крохино являлось конечной точкой маршрута и обязательной частью программы похода. Поэтому договорившись с таксистом, который нас на следующий день повезет в Вологду, решили в Крохино ехать на такси. И стоит заметить это было правильным решением по всем фронтам.
Но хочется остановиться на Крохино. Кто читал вторую часть, и все таки добрался до фильма Панферова "Цвет нации", тот помнит эту историю про самый любимый снимок Прокудина - Горского. Я бы не сказал, что фото Сергея Михайловича Крохинского посада одно из самых моих любимых. Его так называемый автопортрет на реке Суна у водопада Кивач, или фото Верхневолжского Бейшлота впечатляет меня намного больше, а ещё фото завода минеральных вод Боржоми. У него действительно много красивых и впечатляющих кадров и выбрать из них лучший сложно. Но если говорить про историю "было - стало", то конечно после просмотра фильма я был очень сильно впечатлен этим местом, впечатлен энтузиазмом простых ребят, которые хоть как-то пытаются его сохранить, полным равнодушием в принципе всех к тому, как от года эта церковь просто исчезала от биения волн проходящих мимо кораблей.... Эмоций много. Но в самый первый раз после просмотра фильма несколько лет назад, а в последствии и роликов с призывом спасти Крохино, я поставил себе цель непременно там побывать.
История проста и банальна. Историю самого села можно почитать в Википедии и большого смысла копипастить здесь Википедию не вижу. Но в общем и целом село начинает свою историю с 15 века. Стояло на Мариинском водном пути. В 1961 году при строительстве 8-ого шлюза в поселке Шексна на Волго-Балтийском канале, образовалось Шекснинское водохранилище, уровень воды в реке Шексна поднялся на 5 метров и Крохино ушло под воду. На возвышении стоявшая церковь Рождества Христова в Крохине осталась над водой. Мимо церкви по Шексне шли круизные лайнеры, сухогрузы, а церковь с годами только разрушалась от воздействия льдов, волн и погоды.
В 2009 году до Церквви доберутся волонтеры, появится проект по спасению непризнанного памятника истории Императорской России, ну а что на сегодняшний день из себя представляет Крохино, узнаем ниже по тексту. А пока посмотрим историю исчезновения Крохинской церкви на фото.
Не надо быть большим специалистом, чтобы понять, что год от года церковь только разрушалась. И хочу сказать, что если бы не старания волонтеров, то навряд ли бы до сегодняшнего дня дожило то, что мы имеем.
По нашему плану мы хотели доехать до паромной переправы на Липин бор, перебраться на пароме ну ту сторону реки Шексна, а дальше берегом дойти до церкви. На карте ведь так всё просто. На деле конечно всё оказалось по другому.
Добравшись до переправы на такси, первое, что бросается взгляду это церковь на горизонте. Даже с небольшой близорукостью желаемый объект виден на горизонте.
Настроение значительно улучшилось. Осталось дождаться отправления парома. Ходит паром раз в час. И если для нас паром это было развлечение, то для всех остальных это один из путей на большую землю, скажем так. И этот водный путь это часть трассы Белозерск - Вологда. На зиму вместо парома наводят большую понтонную переправу, которая стоит до начала навигации.
Если время ожидания парома составило 30 минут, то время в пути с берега на берег не более 3-х минут.
Добравшись до противоположного берега, пообщались с паромщиком, который поведал нам, что по берегу до церкви не дойти, потому как берег представляет из себя бывшие затопленные территории, а по факту на сегодняшний день это торфяное болото глубиной метров 5. И единственный способ добраться до церкви это по воде на лодке. После чего были предложены услуги лодочника, в лице самого паромщика, которыми мы с радостью и воспользовались. Конечно для меня не комильфо было с боязнью большой и открытой воды, но цель того стоила.
Ну что же швартуемся у берега, скажем пока так и вот оно...То, что много лет представляешь, продумываешь, и наконец маленькая мечта сбывается. Побывать, увидеть, прочувствовать....
Эмоции конечно переполняют. Разные. Радость встречи, горестно от удручающего вида, благодарность волонтерам за старания по сохранению объекта... На осмотр выделили 20 минут, предупредили о наличии змей под ногами и в путь.
На сегодняшний день в целом объект из себя представляет следующее. По кругу церкви вбито шпунтовое ограждение. Внутри шпунтового ограждения все отсыпано песком. Со слов паромщика все доставляли сюда баржами на средства и силы волонтеров. Кругом сделаны деревянные мостки и даже большая смотровая площадка. Всё что обваливается от церкви аккуратно сложено, вывешены небольшие плакаты с описанием памятника, сделан небольшой приход, всё таки церковь.
Рядом имеется волонтерский городок с жилыми домиками, баней. Самих волонтеров нет. Как поведал паромщик, они приезжают позже.
Рядом организован памятник Крохино. По мне это уже больше мемориал....
Между всеми объектами организованы проходы по деревянным помостам.
Ну а теперь к фото. Сначала церковь с разных ракурсов и видов. Остановиться снимать было невозможно и выбрать лучшее фото тоже...
Далее волонтерский городок.
Нагулявшись за определенное время мчим назад. Паромщику пора на паром по расписанию. Много общались с дядькой лодочником/паромщиком. Он местный, старожил. Много рассказывал. И про то, какое было Крохино, он его помнит. Какая школа была в селе, на месте которой сейчас трава, торф и камыш. Как ходил на охоту и ночевал в этой церкви посреди воды, когда еще была цела колокольня, а в окнах стояли даже стекла. А ты заслушиваешься и представляешь как всё это было. Да с матерком да с шутками рассказывал, но очень колоритный дядя. Влюбляет в себя как рассказчик конечно....
Возвращаемся на берег, пока ждём такси смотрим на проходящие мимо баржи, идущие из Череповца в Шексну и проходящие мимо церкви, безмолвно стоящей посреди воды, как памятник царской России, которой больше нет....
Хочется как-то подытожить....
1) Конечно же надо исполнять свои мечты, а мечты делать целями. И я искренне рад, что удалось совместить велопоход и побывать там, где так хотелось, воплотить желаемое в жизнь.
2) Побывав в Крохино, глядя на проходящие баржи, понимаешь, что конечно какая бы была сейчас жизнь без этих Волго-балтов, канала имени Москвы, плотин, ГЭС и много других гидротехнических сооружений, которые при строительстве неминуемо приводили к затоплению территорий. Сложно даже представить.
Другая сторона медали это уничтожение всего царского с приходом советского. Но и это нормально. Приходя, новая эпоха, сменяет другую и конечно стирает следы предыдущего времени и поколений. И это нормальный ход истории. И в каждом времени есть что-то свое и хорошее и плохое. И конечно же машины времени нет, а так хочется посмотреть как оно там было на самом деле, но хотелось бы жить в том времени, большой вопрос...
3) А вот то, что сохранять историю надо это факт. И пока одни борятся за уничтожение всего советского, не говоря про царское, другие неравнодушные борятся за спасение хоть чего-то и хоть в каком-то виде, что нам досталось от наших предков.
4) Ну и в заключении было-стало, после Крохино сегодня, понимаешь, что С.М. Прокудин-Горский был действительно не просто фотограф, а последний цветной летописец своего времени. И это по правде уникально... И я обязательно продолжу эту тему было-стало. Спасибо Сергею Михайловичу.
Напоследок фото уходящего парома, как уходящего и заканчивающегося похода..
Самых терпеливых еще ожидает 4 часть рассказа. Это небольшая прогулка по Вологде перед посадкой в поезд...