11,3K подписчиков

Киносказка "Тайна Снежной королевы": между успехом и провалом

3,8K прочитали
«Тайну Снежной королевы» нельзя причислить к шедеврам детского кино, хотя все ингредиенты для этого в наличии: любимые советские актёры, закрученная интрига, звонкие песни, броские костюмы и эффектная

«Тайну Снежной королевы» нельзя причислить к шедеврам детского кино, хотя все ингредиенты для этого в наличии: любимые советские актёры, закрученная интрига, звонкие песни, броские костюмы и эффектная хореография. Режиссёр Николай Александрович постарался от души насытить известный сюжет Ганса Христиана Андерсена новыми мотивами и обстоятельствами. Помог ему в этом остроумно написанный сценарий Вадима Коростылёва, изобилующий шутками и диалогами-репризами. А музыка Марка Минкова облекла всё действие в почти беспрерывный мюзикл.

И всё же, несмотря на все старания, двухсерийная постановка смотрится затянутым и обескровленным переложением старой сказки на новый лад. Будто члены съёмочной группы сами не до конца верили в идею картины. В результате ни одна песня не стала хитом, не зажила самостоятельной жизнью вне фильма, фразы не превратились в крылатые, не разлетелись среди юного поколения, а шутки не задержались в памяти.

«Тайну Снежной королевы» нельзя причислить к шедеврам детского кино, хотя все ингредиенты для этого в наличии: любимые советские актёры, закрученная интрига, звонкие песни, броские костюмы и эффектная-2

Фильм вышел в начале 1987 года, и у него ещё могла сложиться счастливая судьба в рамках советского мира детства, хотя до распада СССР и развала киноиндустрии оставалось всего несколько лет. Годом позже приключенческая лента «Гардемарины» Светланы Дружининой прогремела на всю страну, обрёла среди детей и юношества армию поклонников и стала культовой. В 1989-м Леонид Нечаев снял киносказку «Не покидай», и хотя предпоследнее советское творение знаменитого режиссёра не возвысилось до его лучших работ, таких как «Приключения Буратино» и «Про Красную шапочку», многие сочли фильм удачным, полюбили героев и принялись их цитировать, подпевая отдельным песням. С «Тайной Снежной королевы» подобного не произошло.

Так и хочется сказать: во всём виновата выбранная режиссёром концепция фильма. Александрович экранизировал не всем известную сказку, а фантазию по её мотивам. После двух успешных советских экранизаций «Снежной королевы» (мультфильм 1957 г. и кинофильм 1966 г.) логично было ожидать привнесения чего-то нового. Авторы «Тайны Снежной королевы» переосмыслили конструкцию повествования и изменили общую тональность. Вместо полноценного Сказочника с волшебными словами «снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!» – в кадре возник его отголосок, Голос Сказки (Олег Ефремов), фигура не столь самостоятельная. В чёрном плаще и в высокой шляпе Голос бродит по эпизодам, периодически указывая на текст сказки и удивляясь, что идёт не по писанному. Впрочем, переделка заученных с детства сказок не была новостью для советского кинематографа. Фильм «Про Красную шапочку» (1977) имеет схожий зачин. Почему же «Тайна Снежной королевы» не покорила зрительские сердца с той же силой?

«Тайну Снежной королевы» нельзя причислить к шедеврам детского кино, хотя все ингредиенты для этого в наличии: любимые советские актёры, закрученная интрига, звонкие песни, броские костюмы и эффектная-3

Авторы посвятили свой фильм непростой теме – грани перехода из детства в юность. Сказка как бы сдвинулась на полтона в сторону от героики к меланхолии. Как все знают, Снежная королева в сказке Андерсена похищает мальчика Кая, и девочка Герда идёт его вызволять. В классическом сюжете все нравственные понятия имеют чёткий абрис, а мотивы – ясную определённость. В фильме Александровича с детства знакомые сказочные реалии обретают немного иные, смутные очертания. И Разбойница уже не с тем куражом и от Северного оленя остались лишь рожки да ножки.

«Тайну Снежной королевы» нельзя причислить к шедеврам детского кино, хотя все ингредиенты для этого в наличии: любимые советские актёры, закрученная интрига, звонкие песни, броские костюмы и эффектная-4

И Снежная королева – не богиня-воительница со жгучим ледяным взором, а немного усталая женщина из «Служебного романа» – с лицом Алисы Фрейндлих. Сказка та – да не та. Не дарит прежней свежести восприятия. Да и главные герои «уже не дети», как характеризует Герда себя и Кая, по-взрослому вопрошая: «а ты заметил, что игрушки нам уже неинтересны?»

Снежная королева похищает взрослеющего Кая, желая сделать из него успешного человека с холодным сердцем, без желаний и сострадания к окружающим. Амбиция у злой волшебницы такого масштаба, что зритель вправе подозревать – Снежная королева готовит будущего «эффективного менеджера» (как сказали бы в девяностые), управленца людьми (а, может быть, и мира). Игра идёт по-взрослому, хотя в детском фильме сей конспирологический план обрисован только намёком.

«Тайну Снежной королевы» нельзя причислить к шедеврам детского кино, хотя все ингредиенты для этого в наличии: любимые советские актёры, закрученная интрига, звонкие песни, броские костюмы и эффектная-5

Главная проблема фильма заключается в том, что испытания, которые обрушиваются на Герду во время её путешествия на север, взяты из старой детской сказки, из которой она как героиня уже выросла. В самом начале фильма девушка признаётся Каю, что детство ушло, но по дороге к замку Снежной королевы Герда регулярно натыкается на препятствия из сказки для дошколят. То в виде смешного инфантильного Снеговика (Александр Леньков как всегда уморителен в амплуа «смешного чудака»).

«Тайну Снежной королевы» нельзя причислить к шедеврам детского кино, хотя все ингредиенты для этого в наличии: любимые советские актёры, закрученная интрига, звонкие песни, броские костюмы и эффектная-6

То в виде поющих и танцующих крапивных побегов – с обликом дворовых хулиганов, колоритно сыгранных Сергеем Прохановым и Владимиром Качаном.

«Тайну Снежной королевы» нельзя причислить к шедеврам детского кино, хотя все ингредиенты для этого в наличии: любимые советские актёры, закрученная интрига, звонкие песни, броские костюмы и эффектная-7

То в виде цветка Нарцисса, крадущего у Герды время и внимание по заданию злой чародейки (Леонид Ярмольник в облегающем жёлтом трико).

«Тайну Снежной королевы» нельзя причислить к шедеврам детского кино, хотя все ингредиенты для этого в наличии: любимые советские актёры, закрученная интрига, звонкие песни, броские костюмы и эффектная-8

Полчаса действие топчется вокруг этих персонажей, которые самозабвенно поют и пляшут свои партии перед ошарашенной Гердой на крохотном клочке земли, именуемом в сценарии Заколдованный сад. Главной героине ничего не остаётся, как в недоумении разводить руками и иногда приплясывать. Как вы помните, от Красной шапочки в сходных обстоятельствах требовалось чуточку больше.

Авантюрный сюжет живёт как набор концертных номеров. После каждого шажка действие замирает и иллюстрируется песней-объяснением. Для сравнения: «Приключения Буратино» режиссёра Л. Нечаева были куда экономнее на песенный материал – и при этом подарили несколько незабываемых музыкальных хитов.

Не зажигает искру даже щедрый на выдумки актёр Владислав Стржельчик в роли обнищавшего барона, который пребывает в перманентной «мороженой» зависимости от Снежной королевы. Стржельчик чудесно поёт и смешно танцует, но его концертный выход не делает погоды.

«Тайну Снежной королевы» нельзя причислить к шедеврам детского кино, хотя все ингредиенты для этого в наличии: любимые советские актёры, закрученная интрига, звонкие песни, броские костюмы и эффектная-9

Так уж повелось, что годы Перестройки принято считать временем преобразований, появлений новых форм в общественной жизни и в искусстве, пришедшим на смену «эпохе застоя», костному и консервативному времени. Однако на фоне «Тайны Снежной королевы», явившейся на экран в начале 1987 года, подобное утверждение, по меньшей мере, кажется неточным. Картина Александровича, наоборот, рождает впечатление усталости взрослых сказочников от мира детской сказки. Не очень удачная попытка внести новое содержание в старые художественные формы, прибегнув к ставшему традиционным киноязыку.

Александр СЕДОВ (с)

другие мои статьи и переводы: "Таинственный старик" - детский советский ретро-детектив с погоней / "Феодоссийская сказка" - новый российский фильм для детей / "Там, где кончается река" - философская киносказка для детей / Советский "Том Сойер" в Америке / Французский зритель о фильме "Лиловый шар и Алисе Селезнёвой" / 35 фильму "Гостья из будущего" / Как возродить детский кинематограф? / Киносказка "Аленький цветочек" на американский взгляд / и т.д.

#советскиефильмы #детскоекино #гансхристианандерсен #фильмыдлядетей #вгостяхусказки