Профессия летчика-испытателя по праву считается самой сложной и опасной в летном деле. Выбирают ее парни рисковые, умные, смелые, но осторожные, умеющие в критический момент быстро принимать правильные решения.
Марк Галлай был именно летчиком-испытателем, одним из самых известных в своем поколении. А поколение это, как говорится, было опалено войной…
Как же сложилась судьба легендарного лётчика в годы Великой Отечественной войны, будущего инструктора Юрия Гагарина, а также отличного писателя и учёного? Обо всём по порядку!
«Болен» небом
Родился Марк Лазаревич в Петрограде в 1914 году в еврейской семье: отец работал инженером-энергетиком, мать была актрисой разговорного жанра, а дядя по матери знаменитым кинооператором.
Сам Галлай вспоминал, что небом «заболел еще в юности», что «читал все, что мог достать о самолетах, дальних полетах, известных летчиках», и вопрос о том, чему посвятить жизнь, был решен им «твердо…в пользу авиации»... Это, впрочем, вполне объяснимо: воздушный флот в то время как раз «входил в моду».
После окончания школы Галлай поступил в Ленинградский политехнический институт и Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, а потом в летное училище при аэроклубе. В 1935 году он летал на планерах, совершал прыжки с парашютом, а в 1937 году Галлай уже был летчиком-испытателем ЦАГИ и до начала войны успел отлетать на разных типах самолетов.
Война: летчик-ас
С 1941 года Марк Лазаревич «держал небо» над Москвой, принимая участие в воздушных боях с немецкими люфтваффе. Именно он сбил первый вражеский самолет над столицей еще 22 июля 1941 года и получил за этот воздушный бой орден Красного Знамени.
Впоследствии он был командиром звена, заместителем командира эскадрильи на Калининградском фронте. Совершил более 28 боевых вылетов.
В 1943 году, во время службы в 890-ом полку авиации дальнего действия, Галлай был сбит за линией фронта, под Брянском. Ему удалось использовать парашют, избежать прямого столкновения с противником и найти партизан Рогнединской партизанской бригады, которые смогли перевезти летчика за линию фронта.
Войну Марк Лазаревич закончил в звании подполковника.
Летать на всем, что летает
С 1943 года Галлай продолжал летную работу в ЛИИ (Летно-исследовательский Институт), участвуя в испытаниях новых самолетов. Можно сказать, что он летал на всем, что летало в те годы: Ер-2, МиГ-9, Пе-2, АШ-82, Ла-5, Як-7, Пе-2ВИ, Ме-163, Ту-4, Ил-215, Як-20. Он испытывал новые винты, моторы, системы наведения, системы поиска…
Также он занимался исследовательским трудом и опубликовал более 30 научных трудов.
Однако в 1950-ом г. Марка Лазаревича уволили из Института… Вероятно, это было связано с началом компании по борьбе с космополитизмом. В связи с этим, дальнейшая его карьера была продолжена в НИИ-17, где он занимался радиолокаторами истребителей-перехватчиков.
В 1955-ом году Галлай был принят в ОКБ Мясищева, где проводил летные испытания новых истребителей, став через 2 года Героем Советского Союза за проявленные мужество и героизм при испытаниях новой авиационной техники. В 1958-ом г. Марк Галлай был уволен в запас из рядов ВС СССР в звании полковника, вернувшись в ЛИИ (позже Галлаю предлагали вернуться в армию, сулили звание генерала... но он в свойственной ему манере отвечал: «Какой из меня генерал…в армии я свое отслужил»).
Прорыв: космос и «гагаринская шестёрка»
После фактического завершения летной карьеры Галлай занимался исключительно научной и научно-практической работой. В ЛИИ как раз шла подготовка первого отряда космонавтов. Марк Лазаревич инструктировал Гагарина, Титова, Нелюбова, Николаева, Поповича, Быковского, был сотрудником легендарной лаборатории №47, где стоял тренажер летательного аппарата «Восток-3А».
Позднее он получил звание доктора технических наук, профессора и академика. В последние годы своей жизни работал в Академии транспорта Российской Федерации, был награжден большим количеством орденов и медалей.
Лётчик, инструктор космонавтов и... писатель
С 1975 года Марк Лазаревич также занялся и литературным трудом, хотя членом Союза писателей стал еще в 60-ые годы, опубликовав первую книгу «Через невидимые барьеры». В дальнейшем он выпустил более 200 книг и статей, по мотивам которых были написаны другие литературные произведения и сняты фильмы, в том числе знаменитый - «Им покоряется небо».
Галай был знаком со многими людьми из научного и литературного мира, а также из мира кино, причем умел нравиться всем и каждому, хотя сам о себе говорил следующее: «Я - простой пилотяга». Он действительно был не только смелым, отважным и умным, но и просто хорошим человеком: спокойным, рассудительным, совсем не соответствующим стереотипам, рассказам о «сталинских соколах». Недаром знаменитый кинорежиссер Э. Рязанов снял про него документальный фильм под названием «Единица порядочности - один галлай».
Большое спасибо за внимание! Не забудьте оставить свой комментарий, поставить "Нравится" этой статье и подписаться на канал!
#историяроссии #история россии #ссср #великаяотечественнаявойна #гагарин #космос