В этот старинный городок едут, чтобы полюбоваться колоритом купеческого быта. А ещё он не без основания считается родиной героя многочисленных анекдотов
В Венёв, к поручику Ржевскому
«Венёв в мире один! Второго не придумать!» Писатель-фантаст Кир Булычёв не случайно именно так отозвался о скромном райцентре Тульской области.
Приезжающих в Венёв по железной дороге город встречает приветливо. Вокзал, недавно отреставрированный, выглядит так, как, должно быть, следует выглядеть станционному зданию уважающего себя уездного центра, где всё не хуже (ну, или почти не хуже), чем в губернии.
Построенное в 1903 году в псевдоготическом стиле здание из красного кирпича через век с небольшим оштукатурили и покрасили жёлтым. Вокзал выглядит нарядно даже в пасмурную погоду. В зале ожидания на стене – бронзовое панно, посвящённое династии промышленников фон Мекк, а перед ним – бюст Карла фон Мекка, «железнодорожного короля».
Карл Фёдорович, основатель династии, высокопрофессиональный строитель и инженер, составил гигантское состояние на устройстве стальных магистралей.
Его жена Надежда Филаретовна, дама с недюжинной деловой хваткой и сильным характером, всемерно помогала мужу, а после его смерти взяла управление бизнесом в свои руки. Однако больше она известна благотворительностью и дружбой с Петром Ильичом Чайковским: многие годы финансово поддерживала композитора, с которым переписывалась 13 лет, но никогда не встречалась. Три сына фон Мекков (всего в семье было 11 детей) – Владимир, Николай и Максимилиан – связали свои жизни с семейным делом.
Династию в Венёве почтили не случайно. Больше четверти века местная земская управа хлопотала о прокладке через город железной дороги. Положительному решению вопроса способствовало благожелательное отношение Карла Фёдоровича и Владимира Карловича. В 80-е годы ХIХ века в селе Хрусловка Венёвского уезда на выделенном земством участке, который Надежда Филаретовна подарила сыну Максимилиану, вырос настоящий дворец в том же модном тогда псевдоготическом стиле, 24 зала которого не повторяли друг друга и безмерно поражали гостей роскошью и разнообразием.
После революции здесь открыли хозяйство по выращиванию овощей, но интерьеры и имущество удалось спасти от разграбления, барское добро передали в Музей дворянского быта в Москве, где его частично продали на аукционе. В начале 20-х имение передали детскому дому, который и занимал его до 1986 года. Но вот уже 30 лет усадьба заброшена. Увы, сейчас некогда великолепное здание в очень печальном состоянии, оно почти разрушено.
Паровоз, вагон и рельс
На привокзальной площади расположился небольшой музей железнодорожной техники. На Аллее железнодорожников гостей встречает хлебом-солью улыбающаяся барышня.
Вход в приземистую водонапорную башню охраняет витязь в доспехах, рядом с которым устроилась пушка – макет орудия ХIХ века.
Кирпичная башня столетие назад была вдвое выше, она укоротилась после взрыва в 1941 году. Её куда более стройная и рослая младшая сестра поднялась с другой стороны площади, на верхней площадке несёт неусыпный дозор зоркий казак.
Железная дорога немыслима без трёх составляющих: рельсов, вагонов и локомотивов. Вот и экспозицию открывает произведённый на Александровском Южно-Российском заводе рельс, которому уже больше ста лет. Венёвский макет паровоза братьев Черепановых (оригинальных было произведено всего два) изготовлен работниками локомотивного ремонтного депо Узловая.
Грузовой паровоз серии Л, «лебедянка», построен в 1954-м. Это самая массовая серия, 4199 таких паровозов водили составы, и именно за «лебедянками» закрепилось официальное название «Победа». Всем знакомый товарный вагон, теплушка. Подобные вагоны выпускались в 1920–1930-х годах, перевозили и грузы, и пассажиров.
Броневтомобиль БА-11 на шасси ЗИС с надписью «За Родину!» на борту стоит на рельсах. Это своеобразный поклон Ивану Алексеевичу Лихачёву, уроженцу села Озеренцы (сейчас это Озеренская слобода Венёва).
Лихачёв почти четверть века возглавлял Московский автозавод, который больше известен как ЗИС и ЗИЛ, и за это время небольшое предприятие превратилось в советский автогигант. Памятник знаменитому земляку с моделью грузовика ЗИС-5 в руке поставлен у вокзала.
Гродно на Венёве
Железнодорожная жизнь Венёва отсчитывается с начала ХХ столетия, а истоки истории города, как это часто случается, туманны.
Дата основания Венёва, как принято считать, – 1371 год, он находился тогда в десятке километров от современного местоположения, на реке Осётр. Владел поселением татарский мурза Солохмир, конная дружина которого помогла князю Олегу Ивановичу вернуть во владение Рязанское княжество. В благодарность принявший православие мурза получил руку княжеской сестры и хорошее приданое, в которое входил и Венёв.
Но у некоторых историков эта дата вызывает сомнения, и они относят исходную точку к 1560-м. Тогда на венёвских землях развернулось строительство Большой засечной черты для защиты южных границ Московского княжества. Крымские татары практически разрушили поселение на Осётре, новый владелец этих земель боярин Иван Шереметев выстроил на берегу речки Венёвы (сейчас Венёвка), там, где впадает в неё небольшой приток Моржовка, крепость и назвал её Городенск.
– Городенском в то время назывался нынешний белорусский город Гродно. Интересно, что план венёвской крепости практически полностью повторяет средневековую гродненскую планировку. – Председатель краеведческого клуба «Венёвский уезд» Денис Махель показывает мне чертежи крепостей двух городов. – Такое совпадение вряд ли случайно. Граница с Великим княжеством Литовским проходила недалеко отсюда, как в любом пограничье, были неизбежны переплетение культур, заимствования, к тому же после Шереметева этими землями владел князь Иван Мстиславский из рода Гедеминовичей, при котором Городенск на Венёве обустраивался и укреплялся.
Мощная, хорошо вооружённая шестибашенная фортеция выдержала не одно татарское и литовское нашествие. Об этом напоминают сейчас названия Стрелецкой и Пушкарской слобод.
Утратив оборонное значение к ХVIII веку, город всё равно так или иначе участвовал в войнах. В 1812-м и 1853-м здесь формировали ополчение, в Первую мировую обустраивали амбулатории и лазареты, в Великую Отечественную вели жестокие уличные бои в ходе битвы за Москву… На Аллее Героев в центре площади Ильича установлены стелы в честь 31 Героя Советского Союза, уроженцев и жителей района.
В 2016 году Венёву присвоено почётное звание «Город воинской доблести».
Впереди губернии всей
При Иване Грозном в судьбе Городенска произошла перемена: и Шереметев, и Мстиславский попали в опалу, как сказали бы сейчас, с конфискацией имущества.
– Город с пятью сёлами и девятью деревнями стал дворцовым имением, и доходы с него поступали в великокняжескую казну на содержание дворца, – рассказывает сотрудник Венёвского краеведческого музея Лев Меркин. – Тогда и имя своё сменил: по специальной грамоте Ивана IV получил название Венёв на реке Венёве.
Пётр I тоже не обошёл своим вниманием маленький городок. В 1701 году начал он в Венёвском уезде строительство Ивановского канала, призванного соединить Волгу с Доном. Через шесть лет прошли по каналу первые суда. Но превратиться в порт Венёву не удалось: уже в 1720-м судоходство прекратилось из-за нехватки воды.
В ХVIII–ХIХ веках город развивался как административный уездный центр. Добыча белого камня, сельское хозяйство, торговля, перерабатывающие предприятия: сахарный, винокуренные, мятные заводы, маслобойки, водяные и ветряные мельницы. Особенно успешно шла хлебная торговля, долгие годы Венёв снабжал Москву и Московскую губернию зерном. Недаром на гербе города, утверждённом Екатериной II, «в серёдке хлебная златая мера, изъявляющая хлебный торг сего города».
Разбогатевшие купцы строили каменные и кирпичные дома, лавки, церкви и присутственные места. По каменному строительству уездный центр тогда в губернии лидировал. Среди сохранившихся зданий – два памятника культуры федерального значения и 32 объекта культурного наследия, поэтому Венёв и входит в Список малых исторических городов России. В ХVIII веке появились дошедшие до наших дней каменные здания Богоявленской, Казанской, Воскресенской, Иоанно-Предтеченской церквей, частично сохранившейся Покровской. Не отставало и гражданское строительство.
Кабак «Кузнецкий», стоявший у Московской заставы, главных ворот города, трактир купца Якова Завьялова, в котором располагалась и почтовая станция, Зайцевские номера с самым известным в городе рестораном, дома купцов Николая Тулина, Киреевых, Зуевых, Бородиных (на их деньги построили Богоявленскую церковь), Евдокимовых, Костолындиных (этот дом более полувека занимала уездная земская управа)… Тут нет помпезных вычурных построек, но небольшие здания без особых архитектурных изысков тем не менее придают городу особый оттенок старины, и, гуляя по его улицам, теряешь ощущение современности.
На Красной площади, получившей своё название три с лишним столетия назад, стоят Каменные палаты, самое старое административное здание в Тульской области, пока единственный выявленный здесь памятник каменного гражданского зодчества ХVII века.
Белый дом с мезонином, ризалитами, полуколоннами, высокими окнами с карнизами и наличниками, вынесенной перед фасадом лестницей на второй этаж выглядит монументально. Такой постройкой мог похвалиться не каждый провинциальный город.
А в середине позапрошлого века появился ещё один объект гордости венёвцев – самая высокая колокольня в епархии.
– Высота четырёхъярусной колокольни вместе с крестом – 80 метров. Она относилась к Никольской церкви, которую возвели на бывшей Главной площади города. Церковь не сохранилась, её разобрали после войны для восстановления домов. Металлический шпиль, – Лев Меркин показывает на венчающую колокольню ажурную конструкцию, – появился в 1860-м: страшный пожар 1834 года, когда выгорел практически весь город, уничтожил все деревянные части. С 2016 года колокольню реставрируют, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы.
И колокольня, и Каменные палаты, и Иоанно-Предтеченская церковь вполне узнаваемы в рассказах Кира Булычёва. Писатель не только сделал Венёв прототипом города Верёвкина, после того как побывал здесь в конце 1990-х, но и запечатлел его на одной из своих акварелей.
Пришёл поручик Ржевский на маскарад…
Большое двухэтажное белое здание на углу улиц Льва Толстого и Карла Маркса вряд ли привлечёт внимание туристов. В этом доме дворян Змиёвых, построенном в начале ХIХ века, провела свои последние годы княжна Надежда Петровна Ржевская. Герой многочисленных фривольных анекдотов, литературный и киношный персонаж поручик Ржевский – образ собирательный, но наверняка имеющий реальные прототипы, которыми вполне могли быть венёвские помещики.
– В Венёвском краеведческом музее хранятся мемуары Надежды Петровны, в которых она описывает провинциальную жизнь позапрошлого века и похождения своих отца и дяди Петра Семёновича и Сергея Семёновича Ржевских, – рассказывает Денис Махель. – Владелец усадьбы Мильшино, что в 20 километрах от Венёва (выстроенный здесь барский дом повторял в миниатюре Зимний дворец), штабс-капитан Пётр Ржевский геройски воевал на Кавказе, выйдя в отставку, занимал должность уездного исправника, но был картёжником, кутилой и бабником, крутил несколько романов одновременно с жёнами соседей и сослуживцев, из-за чего возникали многочисленные конфликты.
Его младший брат Сергей Семёнович «безобразничал» по-своему. В гвардии он состоял немногим более года, дослужился лишь до подпоручика, но так «отличался», что в общей сложности несколько месяцев провёл на гауптвахте. «О его похождениях печатали в газетах, и вся Москва хохотала».
Надежда Петровна описывает маскарад, на который дядюшка явился в костюме печки:
«Разделся донага и голым влез в печку... Спереди был затоп, сзади отдушник. Кругом обоих закрытых пока отверстий были крупные надписи: «Не открывайте печку, в ней угар». Такая надпись поощряла всех открыть печку и в неё посмотреть… Одни плевали, другие хохотали, но весь зал зашумел и стали собираться толпы. Сергей Семёнович только этого и хотел. Явилась полиция, и его с триумфом вывели».
Однако справедливости ради надо сказать, что с годами шалун остепенился, в своём имении в деревне Власьево «развёл такой роскошный парк, что им приезжали любоваться даже великие князья».
Похоронен он там же, во Власьеве, но есть версия, что могила «поручика Ржевского» находится в старинном Венёв-Никольском монастыре, что в нескольких километрах от города, правда, точное место указать никто не может.
Святой злодей
– Это древнейший монастырь на Тульской земле, учёные предполагают, что основан он в ХIII столетии монахами Троице-Сергиевой лавры. Но впервые упоминается в летописи под 1407 годом, – говорит Лев Меркин, – в связи с кончиной и погребением печально известного князя Юрия Святославовича.
Сидел этот князь в Смоленске, который входил тогда в Великое княжество Литовское. И правил так жестоко, что смоляне, восстав, изгнали его из города. Юрию удалось вернуть престол через 9 лет с помощью своего тестя Олега Рязанского, но спустя три года Смоленск занял князь Витовт, а Юрий, уйдя под руку Москвы, стал наместником в Торжке.
Был у него близкий друг, сподвижник и советник вяземский князь Симеон. Юрий влюбился в жену Симеона Иулианию, да так, что от страсти голову потерял. Но она взаимностью не ответила, храня верность мужу. Не привыкший, видимо, к подобным афронтам князь убил Симеона, велел отрубить княгине руки и ноги, а туловище бросить в реку.
Ясно, что оставаться в Торжке после этого Юрий не мог, скитался по городам и весям, даже до Орды добрался, но нашёл приют в Венёв-монастыре, где и умер, раскаявшись и замаливая грехи. Жертвы Юрия Симеон и Иулиания – причислены к лику местночтимых святых.
От древнего монастыря дошла до наших дней только двухэтажная Николо-Успенская церковь с орнаментальной росписью стен и сводов, построенная в ХVII веке.
Историческая, старая часть Венёва как будто затерялась во времени. Тут немного примет современности, стоит только убрать автомобили, вывески кафе и магазинов и легкомысленную летнюю одежду горожан и гостей – и ХХI век отступает. Город из районного превращается в уездный, и, право слово, это ему к лицу.
Ольга ПОДКОЛЗИНА, Москва — Тульская обл.
Фото: автора, wikipedia.org, zen.yandex.ru, www.veneva.ru
© "Союзное государство", № 8-9, 2019
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!