Мы знаем много примеров тоталитарных режимов. Фашизм, нацизм, коммунизм, все они старались ограничить свободу человека, но за частую мы не понимаем как действуют эти системы, зачастую мы просто знаем, что они хотят ограничить свободу человека. Так оно и есть, но мы не идем дальше, их механизм нам очень хорошо и подробно описал английский писатель Джордж Оруэлл, в своем знаменитом романе 1984. Антиутопия «1984» является одной из самых популярных в мире. Кредит доверия к этому произведению настолько огромен, что люди которые даже его не читали всё равно говорят обратное. Это произведение знают и уважают, но за что? Какие темы она поднимает? Что хотел донести до нас Джордж Оруэлл? По каким прицепам существуют тоталитарные режимы, и от чего нас предостерегает Оруэлл.
Одной из самых главных тем в жизни Оруэлла была свобода человека и право человека на эту самую свободу, не зависимо от чего-либо. Через свои переживания, мысли и факты тех лет, он составил полное мнение о тоталитарной системе и чего она хочет достичь. А хочет она полного и беспрекословного подчинения, вследствие чего жизнь человека становится не больше чем единицей. Любая тоталитарная система стремится заглушить и заковать человека. Это и является одной из главных проблем произведения «1984». Но для того, чтобы понимать большинство идей выдвинутых в произведении и сами чувства автора по отношению к ним, необходимо узнать о прошлом автора. Это необходимо для понимания событий книг и параллелей их с реальностью.
Информация взята с Википедии и с личных записей Оруэлла.
Эта книга, как и большинство, является отражением взглядов автора. Оруэлл жил в не самую хорошую эпоху. Родившись в 1903 году, в Индии, в семье работника в опиумном департаменте Британской-колониальной администрации, но сам Джордж редко видел отца, из-за того, что его мать забрала Оруэлла и сестру в Англию. После учебы, Оруэлл устроился в имперскую полицию в Бирме. Там он столкнулся с несправедливостью к населению. Побои и публичные казни были обыденным делом. Там он прослужил пять лет, после чего подал в отставку. Позднее он писал про это.
«Я оставил службу, потому что больше не мог служить империализму, грабительский характер которого осознавал»
Джордж Оруэлл активно интересовался политикой и иногда учувствовал в различных политических движениях. К примеру в 1936 он поехал в Испанию, дабы наблюдать за ходом гражданской войны и даже вступил в партию рабочего марксистского объединения. Там он стал свидетелем старых добрых чисток, замалчивания фактов и его светлые идеологические стремления были разрушены. Всё это впоследствии будет использовано в романе . Ему стало ясно, что какие-либо благие цели не были вначале любых освободительных движений, революций, забастовок, маршей, митингов, они всегда кончаются разделением на классы и бюрократизацией. И это чистейшая правда, вспомните многие революции, которые заканчивались подобным. Революция 17 года, Великая Французская, Американская. Точно такая же судьба и постигла мир 1984
Все эти прозрения связаны с советским союзом и это имеет основания. Сам Оруэлл называл себя демократическим социалистом. Под этим определением он имел ввиду отрицание какого-либо режима, который препятствует человеческой свободе. Таким он видел режим в СССР и любой тоталитарный режим. В 30-е и 40-е годы правдивые репортажи были редкостью, сам мистер Оруэлл писал об этом. О том что там происходило можно было узнать по редким статьям. На мнение писателя повлияли двое. Юджин Лайонс и Гарет Джонс.
Гарет Джонс был журналистом. В 1933 году, он посетил СССР и получил разрешение съездить в Украину. Во время одной из остановок ему удалось сбежать из вагона. Тогда он увидел нищету, голод, разруху, кою от него пытались скрыть. Вернувшись он рассказал об увиденном.
СССР показал писателю всю ту же правду. Любая тоталитарная система стримиться к подавлению и обесцениванию человеческой жизни.
Юджин Лайонс несколько лет работал корреспондентом в Москве, а позже издал книгу под названием «Командировка в утопию». Прочитав книгу Оруэлл написал это.
«Система, которую описывал мистер Лайонс, судя по всему, мало чем отличается от фашизма. Вся реальная власть сосредоточена в руках двух или трех миллионов людей, у городского пролетариата отнято даже элементарное право на забастовку, все живут в постоянном страхе преследования, свобода речи и печати подавлена до такой степени, которую нам трудно вообразить»
Рецензия на книгу Юджи
Знакомо, не правда ли? Всё это в последствии легло в основу написания романа, а ведь это было написано за 11 лет до публикации романа.
Оруэлл писал о социализме так:
«Социализм особо отвратительная форма государственного капитализма?»
Во что ещё писал Джордж Оруэлл про Сходство нацизма и коммунизма:
«Имущие классы, естественно, желали верить, что Гитлер защитит их от большевизма , а социалистам была непереносима мысль, что человек истребивший их товарищей сам социалист. Отсюда неистовые усилия с обеих сторон замазать все более очевидное сходство между немецкими и русскими режимами»
Рецензия на книгу «Коммунизм и человек»
Многие идеальные политические устройства осуществимы только с помощью жертв. Жертвы свободы каждого. Мы можем вспомнить многие политические строи 20-того и 21-го века. Нацизм, Фашизм, Коммунизм, Социализм. Как это и есть в «1984». Но отнять свободу можно по разному. В романе книги уничтожают и переписывают, воздействие на людей происходит через насилие. Это и есть представление Оруэлла о тоталитарном режиме. Правда не все согласны с его позицией. К примеру Олдос Хаксли писал.
«Может ли на самом деле политика сапога, стоящего на лице, продолжаться бесконечно, кажется сомнительным. Я считаю, что правящая олигархия найдет менее сложные и затратные способы правления и удовлетворения своей жажды власти»
И это видно если сравнивать «О дивный новый мир» Хаксли и «1984» Оруэлла.
В «О дивном новом мире» книги просто никому не нужны, а людьми управляют через их удовольствия. В этом разница. Можно ещё вспомнить 451 градус по фаренгейту и Мы Евгения Замятина. В первом случае людьми управляют через их невежество и глупость, во втором случае опять через страх
В романе представлена классическая модель антиутопии. То есть полное отсутствие свободы человека. В мире романа происходит война между несколькими государствами: Океания (страна в которой и разворачиваются основные действия), Евразия (Большая часть Европы с Россией), Остазия ( В основном южная часть материка Евразия). Они борются за нейтральные зоны, на самом деле эта война имеет две важные цели. Отвлечение людей от проблем насущих и поддержание их в страхе и чувства патриотизма. Ведь как считается, что запуганными людьми – легче управлять и вдабавок во времена военных действий люди более патриотичны настроенны и ими так-же можно управлять. В романе есть предположение о том, что сами власти иногда бомбят города, дабы поддерживать страх. Кроме войны имеются другие способы управления. Это абсолютная слежка. Здесь можно привести параллель с такой идеей как «паноптикум»
Паноптикум – идеальная тюрьма, которая представляет из себя цилиндрическое здание, а по середине находится башня, в которой сидит охранник, за невидимым стеклом. И поэтому заключенные не могут знать, когда за ними следят и от этого создается ощущение постоянной слежки.
Паноптикум можно встретить в фильме «Шоу Трумана». Фильм сам из себя представляет антиутопию, только воздействует она на одного человека. И держится она на страхе, слежке и обмане.
Это точно такие же условия, в которых находятся жители Лондона и всей Океании. Они не видят «Большого брата», но и даже не представляют кто он. В книге власть исходит от партии, отгадайте на какие режимы власти отсылка. и она же за всем следит. Партия следит не только за самим человеком, но и за его мыслями. В книге даже есть закон, запрещающий мыслепреступление. А само мыслепреступление является самым серьёзным нарушением, которое карается смертью. Но и мысли партия тоже пытается контролировать, с помощью нового языка. Новояза. Это особая форма языка, исключающая слова, противоречащие идеологии, а так же не допускающий многозначности. К примеру вместо словосочетание очень хорошо, есть плюс хорошо, а если что-то плохо, то это минус хорошо. Словарь постоянно уменьшается и привносит новые слова, которые короче описывают какую-либо фразу.
В число мыслепреступлений входит и любовь. Люди должны быть более сдержаны, я бы даже сказал придерживаться религиозных взглядов в этом отношении. Для этого даже был создан «Анти половой союз», навязывающий отвращение к любви и половым связям подрастающему поколению. В брак люди вступают только для продолжения рода. Но от этого тоже планируют отказаться. Предпочитая более технический способ, а именно выращивание через инкубаторы, как это и было у Олдоса Хаксли. Такая же судьба и постигла главного героя романа. Именно так партия контролирует все сферы жизни людей, отчего у них не остаётся личного пространства. Как совершать преступление, когда у тебя даже нет свободы на его совершение?
Неудивительно, что данный роман был запрещен во времена СССР. Это объясняли тем, что роман провел параллель с советским обществом, а во вторых из-за того, что тогда запрещали только выдающиеся книги, способные оказать влияние на человека. Имеется информация, мол в архиве КГБ есть досье на Оруэлла, в нём его называют «Автором гнуснейшей книги о Советском Союзе». Но при этом у Оруэлла имелась связь с некоторыми русскими деятелями. Как художниками, так и писателями. Да и принципе сам Оруэлл никогда не высказывался плохо о русских людях, только о их укладе жизни и правительстве.
Но и это ещё не всё. Известно, что Джордж Оруэлл вдохновлялся романом «Мы» Евгения Замятина. Да и не только он, ведь напечатав рецензию и досконально сравнив его с романом Хаксли «О дивный новый мир», тот обнаружил заимствование многих вещей. При этом роман Замятина был также табуирован в СССР. Оруэлла очень впечатляло, что мистер Замятин писал свою книгу ещё до сталинских времен и поэтому он не мог предположить, как будут обстоять дела, и сатира романа Замятина направлена на индустриализацию общества. Ещё романом «Мы» вдохновлялся американский Рэй Брэдбери, который написал ещё одну знаменитую антиутопию «451 градус по Фаренгейту».
Как правило в каждом антиутопическом произведении есть борьба с системой. Будь то «О дивный новый мир или Мы» И «1984» не изменяет традициям, что уже сложились. Сюжетная основа здесь это любовь. Она является основой разрушения автоматики восприятия всего этого, то бишь обычности всего ужаса происходящего вокруг и выхода из законных рамок. Это поддается объяснению, ведь любовь – чувство иррациональное, оно поддается мало какой логике, обнажает людей и подчеркивает индивидуальность и искренность. Это чувство не поддается никакой логике и поэтому является одним из самых сильных врагов тоталитарии. Именно поэтому во множестве тоталитарных государствах от понятия семьи и любви пытаются избавиться, приводя их только к продолжению человечества и осуществлению своих физиологических потребностей. Нам дают двух персонажей, в чьих чувствах и скрывается революция и борьба с системой. Но эта линия любви заранее обречена на провал. В одном из министерств, а именно любви, как ни иранично героя заставляют отречься от всех убеждений.
«Я скажу все что угодно, только уберите крыс!»
Эти слова сказал Уинстон (главный герой романа). Это отречение работает не только на уровне слов, всё так устроенно, что человек отрешившись от убеждений на словах, действительно начинает верить в идеи толкаемые в массы. Так Оруэлл показал, что из системы не всегда есть выход. Сопротивление одного не приводит к бунту большинства, это просто ничего не значит. Идеология развернувшаяся не только на уровне государств, а на уровне мира, становится тем механизмом который невозможно повернуть вспять. От этого и предостерегает Оруэлл. И это он показывает нам все пороки и всю скверну подобных режимов, миров. Миров в которых нет человеческой свободы или личного пространства. Вот, что Оруэлл хотел сказать и от чего уберечь.