Найти в Дзене

Умеем ли мы прощать? И почему Апостол Павел призывает нас принимать друг друга так, как нас принял Христос?

Оглавление

«Мы должны научиться так смотреть друг на друга, как на самое драгоценное, что есть на свете». Митрополит Антоний Сурожский

У меня на работе есть коллега – симпатичная женщина бальзаковского возраста. Всегда всем улыбается, такая искренняя, открытая, отзывчивая. У нее на лице написано было, что она счастлива.

Женщины вечно шептались: «Вот повезло бабе с мужем! Ее любит, в детях души не чает, на работу привозит, с работы забирает!».

Настя – назову ее так – на пересуды никогда не обращала внимания. До тех пор, пока однажды муж за ней не приехал. И раз, и другой, и третий… И стала она, как большинство одиноких женщин – с печальным взглядом, в котором застыла вселенская грусть.

 У известного русского классика на тему предательства и прощения было свое мнение. Источник: https://yandex.ru/images/search?pos=7&img_url=https%3A%2F%2Fpbs.twimg.com%2Fmedia%2FCkNwrN2WYAAqn2e.jpg&text=лев%20толстой%20о%20предательстве%20цитата&lr=38&rpt=simage&source=serp
У известного русского классика на тему предательства и прощения было свое мнение. Источник: https://yandex.ru/images/search?pos=7&img_url=https%3A%2F%2Fpbs.twimg.com%2Fmedia%2FCkNwrN2WYAAqn2e.jpg&text=лев%20толстой%20о%20предательстве%20цитата&lr=38&rpt=simage&source=serp

"Чтобы я такое простила?!! Да никогда!"

А дамам нашим прямо не терпелось узнать, что же в семье-то произошло? Они и так, и сяк выпытывали - бесполезно. А в один прекрасный момент Настя не выдержала и взорвалась: «Ну, что вам всем от меня надо?!! Да, бросил меня муж с двумя детьми – 3 и 7 лет. Ушел к другой! Теперь вы счастливы и довольны?».

Мне было стыдно за коллег и за их любопытство. Ведь, узнав тайну Насти, они пошли дальше - растиражировали ее на весь офис. И вот, представьте, в тот момент, когда в перерыве все только и смаковали Настину беду, за ней опять начала приезжать знакомая машина. И это означало, конечно же, то, что муж к Насте вернулся, а она его приняла.

От этой новости наш дамский пол прямо с ума посходил. Все дружно крутили у виска. А выражение лица каждой женщина ясно говорило: «Да чтобы я такое простила?!! Да никогда!».

Почему-то в голову приходит одна очень сильная цитата Льва Николаевича Толстого: «Когда тебя предали — это всё равно, что руки сломали. Простить можно, но вот обнять уже не получается».

Да, все верно и очень точно! Вот только есть одна поправка: когда любишь по-настоящему – находишь в себе силы и все-таки прощаешь. И не только во имя сохранения семьи и детей, но и во благо самих себя прежде всего. Потому что это как раз по-нашему, по-христиански - понять и простить.

Как проповедь батюшки Антония все во мне перевернула

Честно признаюсь, что до этого моя позиция совпадала с позицией коллег. Ибо в моём представлении простить предателя и изменника, кем бы он ни был - родственник или знакомый, означало бы унизить себя. И только благодаря батюшке Антонию Сурожскому мне удалось в корне пересмотреть свои взгляды. Вот, что он сказал в своей великолепной проповеди «О прощении»:

«И я хочу обратить ваше внимание на две вещи. Во-первых, Христос нас принимает без разбора. А во-вторых, Он принимает нас и не требует отчета, не ставит нам условий. И эти две вещи мы не умеем делать и в этом мы так не похожи на Христа, Которого мы называем Своим учителем и наставником.

Митрополит Антоний Сурожский - наш современник, известный богослов, прославился своими проповедями и трудами. Источник: http://svyatitel-nikolay-dsk.ru
Митрополит Антоний Сурожский - наш современник, известный богослов, прославился своими проповедями и трудами. Источник: http://svyatitel-nikolay-dsk.ru

Христос умеет прощать, но прощать не так, как прощаем мы. Вспомните притчу о блудном сыне. Слова сына: «Отче, дай мне теперь то, что мне бы пришлось получить после твоей смерти», в сущности значат: «Старик, ты зажился на земле, твоя жизнь мне не нужна, она мне только помеха. Сговоримся: умри! Сойди с моего пути, я забуду о тебе и буду жить, как будто тебя больше нет». И после этих слов он уходит. И приходит время, когда он испытывает на себе точно то, что совершил сам над отцом : пока у него было богатство, люди его любили, его окружали. Когда он оказался обездоленным, люди без единого слова ему сказали то же самое, что сказал он отцу: «Теперь ты нам не нужен. Ты для нас никакого значения никогда не имел, только то было важно, чем мы могли от тебя поживиться».

И когда он это понял, тогда действительно до него дошло на опыте, что он сделал над отцом, он вошел в себя, покаялся и пустился в путь. И он готовил целую исповедь: «Отче, я согрешил против неба и перед тобой , я больше недостоин называться твоим сыном; но прими меня хотя бы как одного из твоих наемников». И шел он, и шел он к отцу, называл его отцом, хотя знал, что недостоин быть сыном.

Но смотрите, что сделал отец: когда сын еще был вдали, отец его увидел и не стал его ждать у дверей, не стал выжидать момента, когда тот в стыде, в позоре, в покаянии бросится к его ногам, признается во всем, не стал ждать его унижения для того, чтобы великодушно его простить, и «на пробу», как мы это делаем часто, его принять.

Он побежал навстречу; он обнял сына раньше, чем тот одно слово сказал . И когда сын начал говорить, он ему дал сказать только начало: «Отче» — да, он признал, что у него есть отец, хотя он над ним совершил нравственное убийство: сойди с моего пути, чтобы тебя не было... он дал ему сказать: «Я согрешил на небо и перед тобой» — это правда; «я недостоин называться твоим сыном» — тоже правда; но тут его отец остановил; потому что недостойным сыном он ему мог быть, а добрым наемником — никогда.

Отец остается отцом , он никогда по отношению к нам не согласится стать хозяином. Вот как принял отец блудного сына: достаточно было того, что сын вернулся, чтобы отец поверил искренности его раскаяния.

Не так мы поступаем. Мы требуем извинения, мы требуем полного признания. Мы говорим, что еще посмотрим: «Я тебя обратно возьму на пробу» — другом, мужем, женой… Не так поступает Христос. Он не требует ни одного слова о том, что было на стране далече. Ему достаточно: ты пришел, ты вернулся — значит, всё, что было тогда, это был кошмар, это был сон. Мы теперь проснулись, мы теперь в жизни, а не в безумном сне».

А если душа не прощает – как быть?

Знаю, что эта мысль не дает покоя многим. И многим ломает судьбы. Ибо человек, не найдя ответа, остается в плену собственных умозаключений. И, таким образом, не находит в себе сил на прощение.

Но, оказывается, батюшка Антоний и такое предусмотрел. Приведу его ответ все из той же проповеди «О прощении» полностью:

«Часто, когда мы думаем о прощении, мы говорим — вот, я прощу; как бы мне забыть? Не надо забывать! Если бы мы могли забыть то, что случилось, мы непременно вернулись бы к тому, что было. Надо помнить; но не той злой памятью, которой мы помним. Мы помним: вот человек, с которым мы теперь примирились, однако в наших отношениях где-то еще трещина, где-то возможна неправда, где-то теснится возможность ссоры. Не так надо помнить. Надо помнить, что если человек против нас согрешил, значит, он в чем-то слаб, значит, где-то он уязвим и человеческими отношениями, и бесовским воздействием. Вот это надо помнить, чтобы изо всей силы и ценой собственного покоя, собственного благополучия его защитить от этого, не вспоминать ему, что было, а помнить, что здесь у него слабое место, и его целить и защищать.

Если бы мы могли так прощать, то мы прощали бы крепко и навсегда. Мы не прощали бы в надежде, что человек переменится, а прощали бы для того, чтобы , окутанный поддержкой и укрепленный любовью, он мог перемениться, если Бог даст. Мы его приняли бы не потому, что он унизился перед нами, а просто потому, что он к нам пришел, проявил это смирение и доверие. И наконец, мы помнили бы, помнили бы с болью душевной, что случилось, чтобы никогда больше этого человека не поставить в то положение, в котором он споткнулся, пал и разбился.

Подумайте об этом. Так нас принимает Христос и так мы призваны друг друга принимать. Мы часто гордимся перед теми, кто нас унижает: они слабы и пали, мы крепки — устояли. Так помните другие слова Писания: вам, сильным, надлежит носить тяготы слабых... И вот если это помнить, тогда можно перемениться и исцелиться. И тогда, может быть, наши человеческие отношения хотя бы похожи станут на то, как нас носит Христос. Аминь.»

Митрополит Антоний Сурожский (при рождении – Андрей Борисович Блум) родился в 1914 году. Епископ Русской православной церкви. Отличался активным участием в церковной и общественной жизни, пользовался известностью в разных странах. При его жизни и после его кончины выходили книги с его беседами. Однако сам он их не писал. Как правило, книги представляли собой отредактированную расшифровку записей его бесед. Когда ему однажды кто-то принёс на подпись книгу, он сказал: «Представляете, я понятия не имею о том, что в этой книге».

В 1965-1974 годах Антоний Сурожский - патриарший экзарх Западной Европы. Он также слыл одним из мудрейших священнослужителей. Батюшка Антоний говорил настолько простым и понятным языком, что его хотелось слушать бесконечно… Умер он в 2003 году в возрасте 89 лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Дорогие друзья! Если вам понравился материал – подписывайтесь, пишите комментарии и оценивайте текст «лайком»! Для меня это будет лучшая награда. Будьте счастливы и здоровы!