Найти тему

Прогуляемся по улице Чайковского, не сдерживая восторга

1,1K прочитали

Обычно я прохожу ее всю, насквозь, потому что не хватает душевных сил - взять и свернуть. Так и иду, медленно, от набережной Фонтанки до Потемкинской, потому что она...

Улица Чайковского. Фото автора
Улица Чайковского. Фото автора

Сама красота! Смотрите! Начинаю я обычно с Мозаичного дворика, потому что страсть как хочется увидеть, что еще напридумывали галеристы-мозаичники на этот раз. И еще ни разу они меня не разочаровали! Ни разу! У них то перманентная реставрация художественных объектов, то создание новых эпохальных полотен на стенах близстоящих домов... Короче, художники, чего уж там! Листайте!

А далее... далее, выбираюсь из дворов, чтобы выйти на финишную прямую! Сколько топать? Немного. 1670 метров. Для такого старого партизана, как я, семечки! Или цветочки! Как вам больше нравится. Мне же нравится совсем другое - "для бешеной собаки 300 верст - не крюк!". Жестко? Зато в точности отражает мои сверхспособности: по любимому городу я могу бродить часами, несмотря на хрустящие и скрипящие колени.

Фото автора
Фото автора

Итак. Приступим. Имя великого русского композитора эта улица носит с 1923-го года. А до этого называлась Сергиевской (с 1762-го) и 2-й Артиллерийской (до 1762-го). Примечательно, что старожилы улицы помнят оба названия. Разумеется, они поселились на ней не от Рождества Христова, а в ХХ веке, но с радостью делятся с туристами своими знаниями.

Откуда мне этот известно? Со мной тоже делились. Дважды. В первый раз, когда я там заблудилась. Со мной такое бывает. И милая пожилая женщина, показав мне рукой, куда идти, чтобы выйти к Литейному, рассказала краткую историю улицы. Я все запомнила (или не всё, но потом дополнительно прочитала).

Фото автора
Фото автора

О том, что Сергиевской она называлась по имени собора Св. Сергия, а Артиллерийской, потому что была выстроена на территории Артиллерийской слободы. Какая связь с земляком Чайковским? Он и учился (в доме №1), и впоследствии жил на ней, в доме №41. (У него сегодня своеобразные ворота, закрывающие арку - чугунная паутина).

Если же рассказывать о каждом из домов, что просто превосходно сохранились до наших дней, то не хватит виртуальной бумаги! Вы не поверите, но каждый, каждый дом на улице 2-й Артиллерийской-Сергиевской-Чайковского что-нибудь да значит! Каждый отмечен каким-нибудь громким именем или важным событием в жизни Отечества!

К примеру, последний дом по улице, №83/7 (на углу Потемкинской), первоначально принадлежал Шрандману (его выстроил для него архитектор Мижуев в 1780 году), а затем дом перестроили (надстроили) другие архитекторы - Фуфаевский и Рославлев - для другого купца - Лихачева. Спросите, ну и что? А то, что в нем с 1912 по 1919-й гг. жили - а теперь внимание! - знаменитая поэтесса и писательница Зинаида Гиппиус с мужем, не менее талантливым писателем Дмитрием Мережковским! А также там же в эти годы жил литературный критик Философов. Вот!

Как я все время говорю, когда читаю подобные исторические выкладки, "мне бы только с ума от восхищения не сойти". И вы не сходите, пожалуйста.

Вон там, вдалеке, слева, последний дом перед светофором, № 83/7. Фото автора
Вон там, вдалеке, слева, последний дом перед светофором, № 83/7. Фото автора

А лучше сходите-ка, прогуляйтесь по Чайковского! Вдохновитесь!